Повышение рационального использования земельных ресурсов

NovaInfo 41, с.41-45, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена повышению рационального использования земельных ресурсов.В статье раскрывается актуальность и пути решения данной проблемы.

Ключевые слова

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЗЕМЛЯ

Текст научной работы

Президент РФ В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию на 2016 г. призывает к повышению эффективности использования земельных ресурсов. Так, он отмечает важность рационального использования земельных ресурсов, поскольку это позволяет достичь поставленную им задачу национального уровня: «к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт»[1]

К тому же, Президент РФ подчеркивает, что «в 2014 году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений, или около трети доходов от экспорта газа. И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период»[2] Особенно значительная роль в этом заключается в грамотном государственном использовании земельных ресурсов[3]

Государственное управление земельными ресурсами региональной системы природопользования включает в себя административные (прямые) и экономические (косвенные) методы. Административно-правовые методы регулирования в сфере землепользования предполагают императивный подход. Косвенные методы основаны на экономической заинтересованности землепользователей. Инструментами реализации этих методов являются земельный налог, арендная плата и т.д.

Эффективное использование земельных ресурсов возможно при оптимальном сочетании экономических и административных методов управления, которые находят воплощение в экономическом механизме рационального использования земель.

Государственное управление осуществляется посредством организационной составляющей. Основными структурами являются: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости РФ, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ, Министерство сельского хозяйства РФ. Каждый из элементов организационно-экономического механизма обладает особенностями и относительной самостоятельностью, но результат их взаимодействия предполагает решение единых задач, связанных с эффективным использованием и охраной земельных ресурсов. Реализация организационно-экономического механизма использования земель находит практическое воплощение в условиях региона, региональное законодательство устанавливает порядок управления и распоряжения землями, находящимися в ведении региона [4].

Механизмы государственного управления земельными ресурсами, основанные на процессах перераспределения земель между частными и публичными (государство и муниципальные образования) собственниками, – достаточно проблематичны и неоднозначны. Процессы приватизации земель относятся к наиболее обсуждаемым населением и исследуемым профессиональными экономистами и управленцами. Данные категории зачастую находятся в постоянном противоречии по отношению к общественным и государственным интересам, причем одни и те же респонденты по-разному реагируют на процессы приватизации и национализации недвижимого имущества.[1]

В статье Т.Р.Ханнановой управление земельными ресурсами рассматривается как важный элемент повышения эффективности государственной земельной политики России. Предлагаются новые принципы реализации современной аграрной политики России, обеспечивающие позитивную результативность функционирования аграрного сектора экономики. К ним относятся компетентность, реализуемость, исполнимость, контроль исполнения, регулятивность.[6]

Применительно к управлению земельными ресурсами государство должно сохранить в собственности большую часть имущества при условии организации профессионального рыночного управления данными объектами. Наиболее ощутимый результат как раз и достигается именно при управлении земельными ресурсами. Наибольшее распространение получила аренда государственных и муниципальных земельных ресурсов, и в первую очередь – краткосрочная и среднесрочная (около 92%), тогда как долгосрочная (до 49 лет) составляет около 8%. Вместе с тем, анализ эксплуатации земельных ресурсов за двадцать последних лет показал, что широкое распространение аренды государственных и муниципальных земельных ресурсов обусловлено не большей по сравнению с приватизацией эффективностью использования их государством, а отсутствием механизма государственного управления частным имуществом и неповоротливостью механизма контроля за выполнением требований к использованию данного ресурса. Дальнейшее развитие механизмов контроля позволит снизить долю аренды государственного имущества и в большем объеме производить процессы приватизации.[5]

Современные же механизмы осуществления контроля не позволяют арендаторам в полном объеме реализовать свои права в виде переуступки арендных прав и субаренды без согласия собственника имущества (земельного участка), что выводит аренду в плоскость не правовых, а межличностных отношений, когда интересы процесса управления подменяются индивидуально-политическими позициями собственника, позволяющими пересмотреть условия арендных отношений. Данный механизм привел к тому, что в договоре изначально закрепляется величина ставки арендной платы на весь срок аренды, что противоречит законодательству и не позволяет построить реальные и современные рыночные экономические отношения в процессе эксплуатации государственных и муниципальных земельных ресурсов. В стране нет условий и механизма по учету и прогнозированию доходов от аренды собственности во времени, что сужает круг потенциальных арендаторов. Уменьшение круга арендаторов государственной собственности приводит к снижению цены арендного договора – арендной платы и, следовательно, уменьшению дохода государства, которое стремится компенсировать это путем приватизации собственности.

Как показывает практика, действующая в стране система перераспределения земель достаточно однобока: в основном идет приватизация земли, и уровень последующего контроля за ее эксплуатацией зачастую низок, что приводит к выбыванию из хозяйственного оборота до четверти приватизированных земель. А механизм деприватизации, или национализации неэффективно используемых земель зачастую не работает и не применяется. Он достаточно далек от совершенства, хотя и действует законодательно уже более десяти лет. Между тем, как можно было убедиться выше, земля в государственной собственности способна дать достаточно высокую отдачу и обеспечить выполнение государством своих социальных обязательств.

Согласно мнения Р.И. Хабибуллина, предлагающего ряд антикризисных мер (программ) в РБ под девизом «Заслон кризису!», важнейшим элементом по выходу из кризиса является повышение эффективности государственного управления и рационального использования земельных ресурсов.[2]хх.

Рассматривая варианты использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на правах аренды правообладателями частных объектов, расположенных на данных землях, можно сделать вывод, что в городских муниципальных образованиях с численностью более 45000 человек наиболее эффективны краткосрочная и среднесрочной аренды (соответственно до 5 лет и на срок 10 – 20 лет).

Учитывая важность земельных ресурсов в региональной системе природопользования и влияние их на разные сферы жизнедеятельности общества, считаем целесообразным рассмотрение социально-экономической эффективности использования земель. Понятие социально-экономической эффективности использования земли, на наш взгляд, должно характеризовать результативность процесса производства сельскохозяйственной продукции с учетом сохранения и повышения плодородия почв в целях роста экономического потенциала региона и страны, уровня и качества жизни людей, реализации прав землепользования ныне живущих и будущих поколений, создания условий национальной безопасности страны. Исходя, из этого предлагается дополнить традиционные показатели экономической эффективности использования земель социальными и экологическими составляющими.[7]

Для этого рекомендуется разработать методику оценки социально-экономической эффективности использования земельных ресурсов в системе природопользования региона, основанная на совокупности частных и общих показателей, позволяющих оценить социально-экономическую эффективность использования земель традиционным способом и на основе биологического земледелия в конкретной почвенно-климатической зоне [3]

Также важным направлением повышения рационального использования земельных ресурсов является сельское хозяйство и аграрно-промышленный комплекс Республики Башкортостан[5]

Как отмечает Т.Р.Ханнанова, практика хозяйствования на селе показала, что право собственности на землю не смогло превратить крестьянина в хозяина земли и стать юридическим основанием защиты исконно принадлежащего ему естественного права. Основная причина этого - отсутствие концептуального подхода и, как следствие этого, понижение значимости правомочия землепользования и его политического обеспечения. На основе изучения опыта землепользования и сложившейся практики государственного воздействия на земельные отношения в работе выдвинута соответствующая проблеме концепция – в обосновании приоритетной роли правомочия землепользования по отношению к правомочиям владения и распоряжения, поскольку последние два правомочия не обеспечивают рационального использования земли и, как следствие этого, достижение устойчивости и устойчивости производства[6]

Определенный интерес о роли земельных ресурсов в преодолении сложившегося кризиса высказан в статье Т.Р. Ханнанова, Б.А.Воронина. Как они отмечают, «вызовы современности требуют наличия политического интереса государства к проблемам развития аграрного сектора, который должен объективироваться в конечном счете в повышении эффективности и устойчивости использования земельных ресурсов»[8]

Как пишет Р.А.Ханнанов, положение дел в российском агропроме, несмотря на принятые меры по развитию научных исследований и основанные на них достижения по совершенствованию аграрно-правового регулирования, остается весьма сложным. В этих условиях резко возрастает роль поисков в сфере упорядочения агрохозяйственной деятельности с помощью правового инструментария. Процесс производства сельскохозяйственной продукции и сырья, обладающий постоянством и непрерывностью возобновления, нуждается не только в эффективности и стабильности в виде воспроизводства своего вещественного фактора, но и собственной общественной формы экономических отношений, выступающих предметом государственного и правового регулирования[5]

В этой связи, можно рекомендовать следующие направления повышения эффективности рационального использования земельных ресурсов в РБ в части использования сельскохозяйственных земель:

  1. Разработка и внедрение более совершенной структуры посевов. В связи с этим, предлагаем внедрить структуру посевов, разработанную нами для каждого района республики с учетом их природно-климатических условий.[2] С целью прекращения дальнейшей деградации и повышения плодородия пахотных земель, а так же обеспечения и воспроизводства, в организациях сельского хозяйства Республики Башкортостан необходимо шире внедрять интенсивные технологии, восстановить систему применения минеральных и органических удобрений, провести комплекс противоэрозионных, лесозащитных и мелиоративных работ, обеспечить перевод земледелия на ландшафтную систему, которая в условиях республики обеспечивает высокую продуктивность сельскохозяйственных угодий, почвозащитность, ресурсо - и энергосбережение, экологическую безопасность.
  2. С целью более рационального использования земельных угодий крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, наряду с возделыванием озимой пшеницы и кукурузы, этой категории землепользователей целесообразно осваивать также технологии выращивания таких культур как картофель, подсолнечник, гречиха, плодовые и т.д. Практика свидетельствует о том, что по рентабельности эти культуры значительно превосходят зерновые. В связи с низким уровнем технической оснащенности крестьянских (фермерских) хозяйств, целесообразно за счет средств лизинга создать районные или межрайонные машинно-технологические станции которые обслуживали бы и эту категорию сельхозтоваропроизводителей.

Читайте также

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» // Российская газета, №275, 04.12.2015.
  2. Камалова З.Р., Хабибуллин Р.И., Шугаев А.Р., Гарифуллина Э.Ф., Гарифуллина А.Ф., Ягафаров Т.Ч. Программа антикризисных мер в РБ // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2009. № 1. С. 51-57.
  3. Кухтин П. В. Государственная стратегия управления земельными ресурсами: методология управления. - Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 136с.
  4. Стратегия государственного управления собственностью: государственный и муниципальный аспект. Коллективная монография под общей ред. к.э.н., доцента Кухтина П.В., д.э.н., доцент Моттаевой А.Б.: Коллективная монография. - Москва: «ММТК-СТРОЙ», 2013. - 366 с.
  5. Ханнанов Р.А. Аграрное право: проблемы и пути развития // Право и политика. – 2008. – № 4. – С. 933-940.
  6. Ханнанова Т.Р. Реализация аграрной политики государства: принципиальные основы Политика и общество. 2013. № 5. С. 630-640.
  7. Ханнанова Т.Р. Концепция приоритета рационального землепользования и его политико-правовой защиты // Политика и общество. 2013. № 7. С. 895-907.
  8. Ханнанова Т.Р., Воронин Б.А. Государственная аграрная политика: проблемы объективации // Право и политика. – 2013. – № 4. – С. 489-498.

Цитировать

Варнасова, И.В. Повышение рационального использования земельных ресурсов / И.В. Варнасова, К.А. Галикарамова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 41-45. — URL: https://novainfo.ru/article/4580 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться