Планирование, организация использования и охрана земельных ресурсов

NovaInfo 59, с.119-122, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Сельскохозяйственные науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 33
CC BY-NC

Аннотация

Использование и охрана земельных и других природных ресурсов затрагивает интересы страны и регионов, хозяйственных образований и отдельных граждан. В Конституции Российской Федерации установлено, что земельные ресурсы используются и охраняются как достояние населения, проживающего на соответствующей территории. Тем самым подчёркивается непреходящая роль земли в жизнедеятельности общества.

Ключевые слова

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЗЕМЛЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Текст научной работы

Земля считается природным ресурсом и объектом права собственности, а также других прав, следовательно, это предполагает защиту и признание земли в качестве объекта хозяйственной деятельности.

В Конституции Российской Федерации написано, что "Земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" [1].

Значительную специфику прогнозированию использования земельных ресурсов придает необходимость учета различных функций земли для различного целевого назначения.

Кроме того, в процессе прогнозирования необходимо учитывать целевую установку на развитие рыночного механизма землепользования, многообразия форм собственности на землю и хозяйствования, оборота земель.

В процессе управления сложными экономическими системами государство обусловливает приоритетные для человечества направления, созреванию которых нужно уделить умноженное внимание. В условиях разнообразия форм собственности на землю, образование механизма формирования полноценного рыночного оборота земли, массового вовлечения земли в область товарно-денежных взаимоотношений обязательно возникает необходимость выделения государственных, общественных приоритетов в сфере земельных отношений.

Прогнозирование и использование земельных ресурсов носит комплексный характер. Именно комплексный характер обоснования составляет специфику прогнозирования использования земельных ресурсов, что позволяет использовать прогнозные разработки в смежных сферах.

Основная цель планирования и организации рационального использования и охрана земель заключается в решении таких задач как:

  • определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики
  • разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель
  • территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий
  • оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны, также предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы.

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов - комплексная проблема. И подход к её решению носит неоднозначный комплексный характер. Можно выделить три аспекта решения проблемы: экономический; экологический; правовой. Первые два очень взаимосвязаны друг с другом, то есть можно говорить об одном аспекте - эколого-экономическом. Здесь рассматривается вопрос, прежде всего в плане повышения эффективности использования земель. В узком конкретном смысле это целый комплекс мероприятий по повышению эффективности использования земель. Что касается правового аспекта повышения эффективности использования земель и их охраны, главным здесь является дальнейшее совершенствование земельного законодательства, разработка механизма применения законов.

Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений является разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель. Такими же полномочиями на своей территории обладают субъекты РФ, которые разрабатывают и реализуют региональные программы использования и охраны земель, находящихся в границах соответствующих субъектов.

Управление земельным фондом и организация рационального использования земельных ресурсов выполняет Государственное землеустройство. Это система мероприятий по организации полного, рационального, эффективного использования и охране земельных ресурсов, по совершенствованию землепользования, повышению культуры земледелия сельскохозяйственных предприятий. Оно направлено на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

В настоящее время законодательного и методического обеспечения вполне достаточно, чтобы навести порядок на земле на основе планирования развития землепользования. Разобраться где, сколько, в каком состоянии и как используются земельные ресурсы, что нужно делать для того, чтобы её эффективно использовать. На этой основе следует усовершенствовать правовой и экономический механизм регулирования использования и охраны земель в условиях многообразия форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней, сформировать целостную и взаимосвязанную систему управления земельными ресурсами, обеспечивающую реализацию единой государственной политики на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Основой этого служит выполнение законов Российской Федерации в области планирования рационального использования земель и их охраны.

Таким образом, к особенностям прогнозирования использования земельных ресурсов в современных условиях относятся: отсутствие единой системы прогнозирования использования земель в стране; необходимость согласования процесса прогнозирования с планами и программами социально-экономического развития территорий и отраслей экономики; учет различных функций земли для различного целевого использования; необходимость выделения государственных, общественных приоритетов в процессе прогнозирования; комплексный характер обоснования прогнозов в сфере использования и охраны земельных ресурсов. В основе эффективного использования земельными ресурсами является регулирование охраны, организации рационального использования и устойчивого воспроизводства земельных ресурсов, осуществлении земельного контроля и контроля за проведением землеустройства, которая будет способствовать повышению эколого-экономической эффективности государственного регулирования.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [Федеральный закон: от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.11.2015)] // СПС "Консультант Плюс".
  3. Федеральный закон "О землеустройстве" от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015). [Электронный ресурс] // СПС "Консультант Плюс".
  4. Волков, С. Н. Землеустройство. Т. 8. Особенности проведения землеустройства в условиях земельной реформы. [Текст]: учебник / С. Н. Волков. - М.: Колос, 2006. - 417 с.
  5. Гулак, Н. В., Бевзюк Е.А.. Земельное право. [Текст]: учебное пособие / Н. В. Гулак, Е. А. Бевзюк. - Оренбург: РИУ ГОУ ОГУ, 2005. - 114с.
  6. Кутлияров, А.Н. Планирование рационального использования и охраны земель [Текст] / А.Н. Кутлияров // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". Научное обеспечение инновационного развития АПК. 2010. С. 236-238.

Цитировать

Атмурзаева, А.И. Планирование, организация использования и охрана земельных ресурсов / А.И. Атмурзаева, М.Ш. Махотлова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 59. — С. 119-122. — URL: https://novainfo.ru/article/11293 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться