Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогическом университете

NovaInfo 41, с.193-197, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические процессы по внедрению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в развитие педагогического университета. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы педагогического университета, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Текст научной работы

Формирование этапов разработки и внедрения электронного обучения в педагогическом университете обусловлено расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах. Включение в педагогический процесс элементов дистанционных образовательных технологий необходимо для развития направлений: бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, а также программ переподготовки кадров и повышения квалификации. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами, как при традиционном обучении. Это позволяет выстраивать учебные планы с учетом гибкости планирования время обучения.

Проектирование образовательных моделей педагогической системы опирается на классические принципы педагогики: целостности, природо-, культуро- и социообразности. Проблема, связанная с определением процесса педагогического проектирования и основные подходы к ее решению нашли отражение в ряде исследований ученых по педагогике, таких как: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Е.И. Машбиц, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, В.З. Юсупов и др., анализ соответствующей литературы дает возможность всестороннего рассмотрения вопроса проектирования педагогических систем.

В.Е. Радионов предлагает следующую трактовку: "Педагогическое проектирование является полифункциональной деятельностью, закономерно возникающей в связи с необходимостью преобразований в образовательных системах. Его объекты имеют двойственную природу, обладают способностью к самоорганизации. В связи с этим педагогическое проектирование строится как интеллектуальное, ценностное, информационное предопределение условий, способных направлять развитие преобразуемых объектов" [8, с.103–104].

На основании педагогического проектирования выделяется педагогический подход, который ставит в центре внимания педагогический процесс как таковой, условия его эффективности, возможные формы взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по реализации процесса, регулированию образовательных услуг и оценке их качества. "Обозначенные ракурсы проектирования в сфере образования не являются жестко разграниченными. Все они сливаются в своем конечном предназначении: создать регулятивную основу функционирования образовательной системы, ценностно и информационно обеспечить разворачивающийся в этой системе образовательный процесс, предвидеть качество образовательных услуг и их возможное влияние на становление человека" [8, с.107].

Педагогическое проектирование учебного процесса характеризуется педагогической деятельностью в рамках полифункциональной деятельности. Для более полного отображения характеристики деятельности будем основываться на методологическом обосновании данной категории Э.Г. Юдиным [12, с. 245–251], "деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры". Э.Г. Юдин выделяет пять различных функций к понятию деятельности [12, с.250 – 251]:

  1. деятельность как объяснительный принцип;
  2. деятельность как предмет объективного научного изучения;
  3. деятельность как предмет управления;
  4. деятельность как предмет проектирования;
  5. деятельность как ценность.

Функции эти взаимосвязаны, но вместе с тем за каждой из них стоит свое особое понимание деятельности, и возникают они далеко не одновременно. В настоящей работе будем рассматривать деятельность построения учебного курса в педагогическом вузе с использованием дистанционных образовательных технологий на основе второй функции деятельности – как предмет объективного научного изучения.

Основными нововведениями, которые влияют на формы и методы образовательного процесса, являются системы, позволяющие ускорить генерирование образовательных материалов (обработка и редактирование документов); усовершенствование в области хранения и поиска информации; подготовка учебных материалов (используя технологии дистанционного обучения) и их распространения; коммуникационная деятельность. Таким образом, важным педагогическим условием является – представление информации с учетом современных требований к организации учебного процесса.

Современный учебный процесс в университете включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера, что накладывает определенные требования к его внедрению. Опираясь на Закон об образовании [13] «Статья 16. Пункт 1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» выделяется организационная составляющая, реализующая компонент – «взаимодействие».

Основной целью создания учебных курсов с использованием дистанционных образовательных технологий в университете является размещение качественной информации образовательного характера, для изучения, преподавания и доступа к ней. Содержание, структура, основные положения ее представления должны обеспечить решение текущих профессиональных задач преподавателей, создание дискуссий в режиме диалога и обеспечения несложного для конечного пользователя доступа к этой информации. Опираясь на пункт 1 статьи 16 Закона об образовании [13]: «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». За счет использования интерактивных средств получения и обработки информации появляется новый тип социальных отношений, который предполагает более быстрый и качественный обмен новейшими педагогическими разработками, их реализацией в практической деятельности.

Опираясь на опыт ведущих ученых и собственный опыт [4,5] развитие данного направления показывает необходимость и целесообразность реализации электронного обучения в педагогическом университете, которое позволит на хорошем техническом и методическом уровне осуществлять все образовательные процессы: учебный процесс, профориентация, повышение квалификации и переподготовка кадров, повышение уровня мобильности преподавателей и студентов.

Реализация электронного обучения в вузе осуществляется через деятельность кафедральных подразделений. Проектирование информационной модели деятельности кафедры, как педагогической подсистемы, включает в себя: раскрытие сущности, структуры, компонентов и их составляющих педагогической системы. На основании проведенного теоретического анализа [9,10] и выявленных характеристик процесса моделирования в педагогическом проектировании, определено понятие информационной модели педагогической системы, как совокупности представления фоновой и педагогической информации о состоянии, функционировании и развитии объекта педагогической системы и его подсистем, организованная в соответствии с педагогическими принципами и взятая в их взаимосвязи.

Принципы проектирования информационной модели современной кафедры университета определяются ее деятельностью в условиях реализации электронного обучения, с использованием дистанционных образовательных технологий:

  • принцип системного подхода к организации информационной модели [9, с. 16];
  • принцип социосообразности целеобразования [1, с. 47];
  • принцип природосообразности, основанный на учете психофизиологических и психологических особенностей преподавателей, предполагает создание и функционирование информационной модели деятельности кафедры в режиме наибольшего соответствия естественным механизмам усвоения знаний и опыту преподавателей и развития их интеллектуальных сил [1, с. 97];
  • принцип сотрудничества педагогов и студентов означает отказ от авторитарной позиции педагога, установления взаимоуважительных, относительно равноправных отношений, превращающие студента в субъекта процесса обучения;
  • принцип самостоятельности и самоорганизации преподавателей и студентов в применении информационной модели деятельности кафедры;
  • принцип развития информационной деятельности кафедры предполагает постоянное и своевременное обновление образовательной информации в рамках созданной модели (электронное обучение на основе использования дистанционных образовательных технологий);
  • принцип информационного взаимодействия и сотрудничества через электронные образовательные сети означает широкое использование возможностей телекоммуникаций для решения педагогических задач, для повышения квалификации и обмена опытом между педагогами, для использования мировых информационных ресурсов [7, с. 80];
  • принцип учета санитарно-гигиенических и эргономических норм означает учет при создании и развитии материальной базы деятельности кафедры, а также при организации ее функционирования действующих санитарно-гигиенических норм и правил [7, с. 78].

Информационная модель деятельности кафедры университета реализует следующие цели: изучение объекта (деятельность кафедры вуза); прогнозирование реакции объекта на различные внешние воздействия; оптимизация объекта (научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта образовательной деятельности кафедры, с точки зрения достижения поставленных целей и задач).

Материалы по всем направлениям деятельности кафедры отражены с помощью электронного представления информационной модели педагогической системы через глобальную и локальную сеть. Изучение теоретических работ [3,8] и практического опыта [2,5,6,10] представления образовательной информации для студентов о деятельности кафедрального подразделения педагогического университета осуществляется с помощью образовательного портала www.altspu.ru и электронного обучения в вузе moodle.altspu.ru.

При конструировании содержания информационных массивов и архитектуры банка педагогической информации приоритет должен быть установлен для сформированных информационной потребностью форм и методов представления и содержания информации.

Внедрение и развитие электронного обучения в педагогическом университете является перспективной составляющей деятельности кафедры университета и включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера и, соответственно, накладывает определенные требования к его внедрению. Качество и успешность применения дистанционных образовательных технологий во многом зависит от организации учебного процесса. Поэтому при создании дистанционных курсов важную роль играет, во-первых, знание особенностей дистанционного обучения, определяющих специфику дистанционных курсов, во-вторых, правильный выбор системы дистанционного обучения, в-третьих, знание основ педагогического проектирования, в соответствии с которыми строится тот или иной курс.

Читайте также

Список литературы

  1. Беспалько В.П., Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика, 1989. – 192с.
  2. Дронова Е.Н., Использование сервиса google docs для организации группой работы на примере занятия «введение в базы данных»// Современная техника и технологии. – 2015. – №4(44). – С.76-83.
  3. Имакаев В.Р., Особенности моделирования в педагогическом проектировании (на материале становления инновационных школ в Пермской области): Дисс. … канд. пед. наук. – М., 1997. – 154с.
  4. Кошева Д.П., Использование технологии совместного доступа к электронным документам в учебном процессе//Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. – СПб.: Астерион, 2014. - С.166-168.
  5. Кошева Д.П., Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании //Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – №1. – С. 107-111.
  6. Кирколуп Е. Р., Использование системы дистанционного обучения Moodle при работе с учащимися на уроках и во внеурочное время// Психодидактика высшего и среднего образования. Барнаул – 2014. – С.245-247.
  7. Попов С.М., Модель информатизации школы: теоретическая концепция и методика реализации: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб., 1997. – 174с.
  8. Радионов В.Е., Теоретические основы педагогического проектирования: Дисс. … д-ра пед. наук. – СПб., 1996. – 320с.
  9. Советов Б.Я., Яковлев С.А., Моделирование систем: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1998. – 319с.
  10. Тевс Д.П., Информационная модель кафедры высшего педагогического учебного заведения// Педагогическая информатика. –1997. –№2.– С.76.
  11. Тевс Д.П., Информационно-педагогическая модель деятельности кафедры педагогического вуза: Дисс. … канд. пед. наук. – Барнаул, 2000. – 160с.
  12. Юдин Э.Г., Методология науки. Системность. Деятельность. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 444с.
  13. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.02.2016).

Цитировать

Кошева, Д.П. Внедрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в педагогическом университете / Д.П. Кошева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 193-197. — URL: https://novainfo.ru/article/4615 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться