Сетевое взаимодействие образовательных учреждений для решения кадровых проблем в сельских школах

№53-3,

Педагогические науки

В статье представлено описание подхода педагогического проектирования деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия на основе анализа имеющегося опыта в педагогическом университете Барнаула, этапов внедрения форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями региона. Определяются основные позиции развития в условиях применения дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в вузе и школе.

Похожие материалы

Сетевое взаимодействие образовательных организаций регламентировано Законом об образовании (статья 15) и определено социальной ситуацией. Это связано с разными (пересекающимися) факторами деятельности школ и вузов. Некоторые затруднения современных образовательных учреждений во многом связаны с тем, что учащиеся получают информацию не столько от учителя\преподавателя, сколько из других источников. В настоящее время образовательная организация нередко проигрывает более современным, более технологичным, более привлекательным для подростков источникам образования.

Согласно концепции модернизации Российского образования [1] общеобразовательная школа должна формировать новую систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции. Цели образования, которые ориентируют педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают изменить требования к существующим образовательным технологиям, критериям оценивания результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования. Эти же положения закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте по подготовке учителя.

Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Т.е., необходимо организовать целевую научно-методическую поддержку профессиональной деятельности учителя в ситуации инновационного преобразования образовательного учреждения.

Основными партнерами образовательных учреждений являются: государство в лице органов государственной власти; муниципальные сообщества в лице родителей и общественности; обучающиеся; социум, – каждый из которых выдвигает свои запросы к учреждению и имеет свои потребности. При этом, многие школы сельских районов Алтайского края испытывают нехватку не только молодых специалистов, которые с учетом новых требований смогут способствовать развитию подрастающего поколения, но и педагогических кадров по многим предметным областям для закрытия вакансий. На наш взгляд, качественное и максимально полное удовлетворение запросов субъектов внешней среды образовательных учреждений возможно через организацию сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и организациями. Тем более, что в рамках государственной политики в области образования утверждается идея создания новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.

В последние годы отечественными и зарубежными исследователями опубликован целый ряд работ, посвященных проблемам организации сетевого взаимодействия различных организаций. В 2000-х гг. началась активная разработка проблем сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Под сетевым взаимодействием образовательных учреждений понимаем процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений. При этом, достигается согласование особых интересов отдельных социальных образований, удовлетворение взаимных потребностей, в том числе оптимальное использование кадрового, научно-методического и материально-технического потенциала, развиваются новые социальные качества, расширяются возможности базового образования и профессиональной подготовки, а также организация внеурочной деятельности.

В реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели сетевого взаимодействия. Для нас представляет интерес организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений - тип модели распределенная сеть [2]. Именно в распределенной сети ресурсный центр отсутствует, а каждый участник (образовательная организация) имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития. По форме организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений выделяем вторую форму, которая основана на использовании отдельной школой образовательных ресурсов учреждений общего, дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования - «паритетная кооперация». В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения образования либо в собственной школе, либо в кооперированных с ней образовательных структурах, а также используя (на основе кооперации) ресурсы педагогических университетов.

Основной сущностной характеристикой процесса моделирования является его опосредованность, поэтому в основу построения модели вошли следующие педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

  1. Обеспечение нормативно-правого регулирования для возможности сетевого взаимодействия образовательных учреждений (на различных уровнях: муниципальный, региональный и т.д.).
  2. Создание материально-технической базы, обеспечивающей функционирование возможностей электронного образования.
  3. Широкое проектирование и использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе.
  4. Возможность осуществления перемещений учащихся и (или) учителей образовательных учреждений (организаций), входящих в договор о сетевом взаимодействии образовательных учреждений.
  5. Создание условий для становления мотивации учащихся к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных профессиональных достижений педагогическому сообществу.
  6. Развитие ИКТ-компетенций педагогов и учащихся.

Педагогические условия формируются комплексно, включая разные составляющие (педагогические, методические, административные), задачами нашего исследования является педагогическое проектирование и реализация в педагогическую действительность следующих условий: широкое проектирование и использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе; создание условий для становления мотивации учащихся к участию в сетевых взаимодействиях, представлении собственных профессиональных достижений педагогическому сообществу; развитие ИКТ-компетенций педагогов и учащихся [3].

Таким образом, разработанная модель рассматривается нами как элемент функциональной системы, представляющая собой обособленную целостность. Ее цель – создание динамичной системы связей между качественным разнообразием образовательных учреждений для организации взаимодействия посредством концентрации их образовательных ресурсов, для удовлетворения развивающихся потребностей и способностей личности и социума в образовании, предоставления каждому возможностей реализации собственной системы получения образования.

Моделирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений осуществляется в три этапа: проектировочно-организационный, процессуальный, аналитический.

Цель проектировочно-организационного этапа – проектирование деятельности и подготовка к ее осуществлению. Он включает проведение определенных, логически взаимообусловленных действий, среди которых: обследование и анализ образовательной среды; определение партнеров по сети; создание пакета документов, обеспечивающего функционирование сети; формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов; распределение функций и полномочий между участниками сети; определение критериев и показателей эффективности работы сети.

После проведения подготовительных мероприятий, начинается этап непосредственного взаимодействия – процессуальный, цель которого – реализация направлений взаимодействия, выявленных на основании точек соприкосновения в поле деятельности образовательных учреждений.

На основе согласования целей и задач взаимодействующих образовательных учреждений, «точками соприкосновения» можно считать: развитие одаренности воспитанников, удовлетворение потребностей обучающихся в профессиональной сфере, их социализация (целевой компонент); формирование метапредметных и предметных компетенций у обучающихся и повышение квалификации педагогических кадров (содержательный компонент); личность обучающегося (как воспитанника, так и студента), способная к дальнейшему образованию и саморазвитию (результативный компонент).

Цель третьего, аналитического этапа – диагностика и анализ результатов, определение новых путей развития. На данном этапе осуществляются обработка, анализ, систематизация полученной на втором этапе информации; сопоставление полученных результатов поставленным целям; подготовка аналитических материалов и принятие управленческих решений на их основе; выявляются условия сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями, распространяется и тиражируется опыт. Поэтому средствами данного этапа являются комплексный мониторинг и публикации, в том числе выпуск сборников методических материалов.

Таким образом, описанная модель представляет распределительную сеть, созданную на основе второй формы организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений - «паритетная кооперация». Взаимодействие данной сети между образовательными организациями, позволит организовать деятельность в зависимости от поставленных задач и выдвигаемыми запросами субъектов внешней среды.

Реализация этапов этой модели хорошо способствует решению проблем, связанных с закрытием свободных вакансий на период временного замещения учительских кадров студентами и магистрантами выпускных курсов педагогического вуза. Эта модель реализована в Алтайском государственном педагогическом университете, начиная с 2015 года. В том числе, важность приобретает организационный аспект закрепления молодых педагогов на работу в учебном заведении после окончания вуза.

В настоящее время проходят педагогическую практику студенты различных предметных направлений, в том числе большое количество студентов: «физиков», «математиков», «информатиков». При этом, работа в школах осуществляется непрерывно от образовательного процесса посредством дистанционных образовательных технологий. На одном из этапов лекционного занятия "Дистанционные образовательные технологии" (5 курс института физико-математического образования АлтГПУ) 11 октября 2016 года проводилось прямое включение на открытое учебное занятие в МКОУ "Малиновская СОШ Завьяловского района" (это более 250 км от краевой столицы Алтайского края) http://www.altspu.ru/ifmo/ifmo_news/20733-svyazyvaem-vuzovskie-zanyatiya-i-shkolnye-uroki-cherez-dot.html . В этой школе работает (в рамках длительной педагогической практики) наша будущая выпускница - Власова Олеся Владимировна, которая провела в открытом режиме урок по математике для 6-классников. Олеся подготовила свой урок по теме "Алгебраическая сумма и ее свойства" с использования различных организационных форм и методов, в том числе урок определяется как отчетное задание по дисциплине "Дистанционные образовательные технологии". На дистанционном уроке преподаватель и студенты имели возможность посетить урок, проанализировать урок, применить современные технологии в действии, привлечь внимание школы и школьников к активному сотрудничеству. После проведенного урока и его самоанализа Олеся Владимировна отметила "В целом урок прошел хорошо, со всеми задачами, поставленными на урок, ребята справились. Чувствовалось немного волнение, но ходу урока это не помешало. По окончании урока дети подходили и спрашивали, хорошо ли они работали на уроке, похвалили их или нет. "Конечно похвалили, вы ведь у меня такие умнички!".

Студенты, которые посетили этот урок высказали свои отзывы:

  • «​Очень здорово, что сейчас есть такие технологии как дистанционное обучение. Для нас был большой опыт посмотреть со стороны на то, как не только в городе на практике, но и в деревенских школах проводятся уроки математики в 6 классе. Олеся провела достойный урок и дала нам понять, что долговременная практика, это замечательная возможность попробовать себя, в преподавании, ещё являясь студентом. Урок провела хорошо, детки внимательно слушали, отвечали на поставленные вопросы, вели активный диалог с учителем» ( Оксана Гребенькова, Сидоренко Полина).
  • «​Урок Олеси Владимировны по математике в 6 классе прошел очень хорошо, видно, что ученики любят и уважают у учителя, в классе царила тишина, учащиеся очень внимательно слушали учителя. В классе для удобства есть две доски на одной показывают презентацию, на другой пишут маркером. Когда ученики выполняли самостоятельно работу, Олеся Владимировна ходила по рядам и помогала в выполнении работы. Через 20 минут после начала урока, была проведена физкультминутка, для того, чтобы дети отвлеклись и отдохнули от урока» (Гонштейн Маргарита, Шестакова Мария).
  • «​Олеся Владимировна очень интересно начала урок со стихотворения, которое настроило ребят на работу. После актуализации знаний была постановка проблемного вопроса, что является средством активизации познавательной деятельности младших школьников. Олеся Владимировна держится уверенно, работает со всеми учениками, никого не выделяет. На слайде было вынесено высказывание Пифагора, которое было предложено проанализировать ребятам. Это показывает, что Власова Олеся Владимировна подходит творчески к своей работе» (Танашкина Екатерина).
  • «​Структура урока выдержана полностью, в соответствии со стандартами. Далее ребята вспомнили, чем они занимались на прошлом уроке, какие цели перед собой ставили, а уже после этого начали решать задания на повторение ранее изученной темы. В начале урока дети стеснялись отвечать, так как урок был «открытым» и за ними наблюдало большое количество человек, но потом их ответы стали лучше, они поднимали руки, вели диалог с учителем. Также была проведена рефлексия урока, где дети определили какие трудности возникли у них при изучении данной темы. Для детей, такой вид работы был новый и непривычный, но послужил дополнительным стимулом к более продуктивной работе» (Каднай Елена, Михайлова Елена).

Из отзывов студентов выпускного курса видно, что модель реализации сетевого взаимодействия находит успешное воплощение по привлечению молодых кадров в сельские школы Алтайского края.

Список литературы

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: сентябрь 2016).
  2. Савицкая Д.А. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципальной методической службы // Методист.-2009.-№5.-С.30-33.
  3. Кошева Д.П., Педагогическое проектирование учебного процесса в вузе на основе электронного обучения// Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2016. - № 2 (27). – С. 34-40.