Повышение квалификации научно-педагогических работников в области электронного обучения

№44-4,

Педагогические науки

Использование дистанционных образовательных технологий обусловлено его функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах.

Похожие материалы

Формирование технологической культуры научно-педагогических работников вуза обусловлено Законом об образовании [3]. Одной из таких составляющих является электронное обучение, оно предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.

Использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) обусловлено его функциями, расширением возможностей и сервиса предоставления образовательных услуг обучающимся, а также использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков, проведением занятий в синхронном и асинхронном режимах. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами, как при традиционном обучении. Это позволяет преподавателям и студентам более гибко планировать время обучения и учебный процесс [1]. Особенно это важно для студентов-заочников и студентов, обучающихся в университетах из других городов.

В качестве основного инструмента для реализации технологии дистанционного обучения используются системы дистанционного обучения (СДО). Некоторые из таких систем являются свободно распространяемым продуктом. Одной из таких систем является система дистанционного обучения Moodle.

Повышение квалификации научно-педагогических работников для реализации электронного обучения в профессиональной деятельности является важной задачей. Поэтому разработана и внедряется образовательная программа повышения квалификации «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе».

Паспорт образовательной программы

  1. Область применения программы

Настоящая программа предназначена для повышения квалификации учителей учреждений общего и профессионального образования, преподаватели вузов, ведущие практическую педагогическую деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. Цели и задачи образовательной программы

Программа направлена на формирование у слушателей курсов системы знаний, умений и навыков в области использования дистанционных образовательных технологий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по внедрению электронного обучения.

Задачи программы

  • раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;
  • сформировать компетентности в области использования возможностей современных ДОТ в образовательной деятельности;
  • обучить слушателей курса использованию и применению ДОТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
  • ознакомить с современными приемами и методами использования средств ДОТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения слушатель курса должен:

  • знать приемы и методы использования ДОТ в различных видах и формах учебной деятельности;
  • уметь использовать ДОТ в своей профессиональной деятельности;
  • владеть методикой использования ДОТ в предметной области;
  • обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ДОТ;
  • иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
  • уметь реализовывать принципы педагогического дизайна для подготовки и разработки электронного образовательного ресурса.
  1. Требования к обучающимся
    1. Требования к уровню образования: среднее или высшее педагогическое образование.
    2. Требования к опыту работы: опыт не требуется
  2. Форма обучения: очная, очно-заочная, дневная, с отрывом от работы.
  3. Режим занятий по 8 академических часов в день.
  4. Количество часов на освоение образовательной программы повышения квалификации и виды учебной работы

Всего учебной нагрузки по модулю дисциплины – 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 36 часов (из них: лабораторных и практических занятий – 25 часов; самостоятельной работы обучающегося – 36 часов).

  1. Кадровое обеспечение образовательного процесса по программе повышения квалификации

Преподавательский состав имеет многолетний опыт проведения курсов повышения квалификации для учителей и преподавателей различных образовательных областей, что подтверждается различными выпусками, как по внутренним курсам, так и по внешним (полученным на грантовой основе).

  1. Формы итоговой аттестации

Защита итоговой работы

  1. Уровень прохождения итоговой аттестации инновационный

Инновационный уровень – слушатель освоил выполнения конкретных профессиональных задач в целом, способен применять его (их) в новых условиях самостоятельно с учетом местных условий, при необходимости корректируя (модернизируя); демонстрирует способность конструировать на основе освоенного общего способа (подхода) новые формы и средства выполнения соответствующей профессиональной задачи; может научить этому других; обобщил свой инновационный опыт и подготовил его к распространению

  1. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы удостоверение.

Учебный план образовательной программы повышения квалификации «Применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе»

Цель: сформировать у слушателей курсов систему знаний, умений и навыков в области использования дистанционных образовательных технологий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по внедрению электронного обучения.

Категория слушателей: учителя учреждений общего и профессионального образования, преподаватели вузов, ведущие практическую педагогическую деятельность с использованием дистанционных образовательных технологий.

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очная, очно-заочная, дневная, с отрывом от работы.

Режим занятий: по 8 академических часов в день.

Таблица 1. Учебный план.

№п/п

Наименование разделов и
дисциплин

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практ. занятия

дистант. занятия

1.

Информатизация образования как фактор развития общества.

3

1

2

2.

Электронное обучение. Дистанционные образовательные технологии в образовании.

9

1

4

4

3.

Информационно-поисковые системы и электронные образовательные ресурсы.

8

2

2

4

4.

Основы педагогического дизайна.

6

6

5.

Основы подготовки документов в офисном пакете.

10

2

2

6

6.

ДОТ в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений

14

3

5

6

7.

Технологии подготовки электронных образовательных ресурсов

14

2

6

6

8.

Итоговый контроль знаний (защита проектов)

8

6

2

Зачет

Итого:

72

11

25

36

Зачет

Таблица 2. Характеристики измеряемых параметров рейтинга педагогов по результатам итоговой аттестации.

Уровень

Качественная характеристика

Оценка

оптимальный

Работа выполнена согласно требованиям полностью

18-20 баллов

допустимый

Работа выполнена согласно требованиям, но содержит недочеты и пробелы, не требующие доработки или дополнительных мер

11-17 баллов

критический

Работа выполнена согласно требованиям в основном, но допущенные ошибки и пробелы позволяют использовать полученные результаты после существенной доработки

8-10
баллов

недопустимый

Работа не выполнена согласно требованиям или выполнена, но допущены ошибки и пробелы, не позволяющие использовать полученные результаты

0-8
баллов

Методические рекомендации по организации учебного процесса

Предлагаемый курс преподается с использованием как в традиционной очной формы обучении, так и с использованием дистанционных образовательных технологий.

Очная форма обучения характеризуется традиционной подачей материала при непосредственном общении обучаемых с преподавателем и возможностью диалога между ними, а также проведением лабораторных занятий с использованием СДО Moodle и других технических средств обучения.

Электронное обучения замещает непосредственное общение обучающихся с преподавателем и его руководство учебным процессом их взаимодействием посредством электронной сети. Взаимодействие преподавателей и слушателей при дистанционной форме обучения осуществляется при помощи специализированного программного обеспечения СДО Moodle [2]. Образовательный процесс дает положительные результаты, если очная и электронная формы обучения согласованы и взаимосвязаны. На практических и лабораторных занятиях слушатели выполняют задания по соответствующим темам. Во время дистанционной формы слушатели в соответствии с графиком мероприятий выполняют самостоятельные задания, участвуют в обсуждениях, выполняют итоговый проект. По окончанию курса слушатели защищают свой проект.

Условия реализации образовательной программы

Для организации учебного процесса определяется группа слушателей от 10 до 15 человек, которые характеризуются одной предметной областью деятельности. Занятия проводятся в компьютерном классе, подключенном к сети Интернет и наличием настроенного сервера для СДО Moodle.

Дистанционные образовательные технологии применяются как в самом курсе при содержательной компоненте подготовки, так и при организации самостоятельной работы слушателей при подготовке проектного задания (СДО Moodle, форум, чат, электронная почта, работа с использованием облачных технологий).

Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы.

  1. Требования к результатам повышения квалификации

Планируемые образовательные результаты освоения слушателями образовательной программы должны включать:

  • знать приемы и методы использования средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в различных видах и формах учебной деятельности;
  • уметь использовать средства электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в своей профессиональной деятельности;
  • владеть методикой использования дистанционных образовательных технологий в предметной области;
  • обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении электронного обучения;
  • иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
  • уметь реализовывать принципы педагогического дизайна для подготовки и разработки электронного учебно-методического комплекса.
  1. Итоговая аттестация по образовательной программе в форме защиты проекта.
  2. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения образовательной программы удостоверение.
  3. Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы.

Контроль и оценка результатов освоения образовательной программы осуществляется преподавателем в процессе обучения.

Развитие электронного обучения в университете является перспективной составляющей деятельности кафедры университета и включает различные компоненты, как содержательного, так и организационного характера и, соответственно, накладывает определенные требования к его внедрению [1].

Качество и успешность применения дистанционных образовательных технологий во многом зависит от организации учебного процесса. Поэтому при создании дистанционных курсов важную роль играет, во-первых, знание особенностей дистанционного обучения, определяющих специфику дистанционных курсов, во-вторых, правильный выбор системы дистанционного обучения, в-третьих, знание основ педагогического проектирования, в соответствии с которыми строится тот или иной курс [2].

Список литературы

  1. Кошева Д.П. Электронное обучение в вузе как фактор приоритетного направления в образовании //Педагогическое образование на Алтае. – 2015. – №1. – С. 107-111.
  2. Тевс Д.П. Конструирование учебного материала для проведения online-лекции //Педагогическое образование на Алтае. – 2004. – №2. –С. 42-44.
  3. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 05.04.2016).