Энергетические, экономические и экологические проблемы развития современных городов России и ее регионов

NovaInfo 41, с.99-104, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 16

Аннотация

Данная статья посвящена энергетическим, экономическим и экологическим проблемам современных городов России и её регионов. На основе проделанного исследования выявлена и аргументирована потребность заключения существующих в настоящее время трудностей. Решение предоставленной проблемы будет благоприятно сказываться в целой хозяйственной деятельности регионов.

Ключевые слова

ТРАНСПОРТ, ИНФРАСТРУКТУРА, ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ, ЭКОЛОГИЯ, РЕСУРСЫ, ЭНЕРГИЯ

Текст научной работы

Сегодня в населенных пунктах проживает больше пятидесяти процентов жителей Земного шара. При этом, нынешний город с его сильной общественно-финансовой и инженерно-промышленной инфраструктурой является одним из основных виновников деградации окружающего нас мира, за неимением возможности развиваться. Для успешного развития городской среды следует рассмотреть такие проблемы, как энергетические, экономические и экологические.

На первое место необходимо установить положение финансовой основы населенных пунктов, ухудшение производства, что же, в свою очередь, напрямую касается таких значимых общественно-финансовых нюансов, равно как занятость жителей, положение общественной и технической инфраструктуры, нравственно-общепсихологическая атмосфера и уровень жизни населения.

Выделим основные современные экономические проблемы комплексного развития российских городов и городских хозяйств.

Первая проблема - это перенаселение городов, в особенности больших и неравномерное расселение жителей на местности. Данное приводит к сверх сосредоточиванию жителей в относительно мало габаритной местности, что тянет вслед за собою возникновение либо увеличение других географических вопросов, в силу того, что жители планеты расположены весьма неравномерно: в 7% местности суши сосредоточено 70% жителей. Плотность населения в данных местностях составляет несколько сотен человек на 1 км2. Но при этом, на большей части заселенной суши плотность жителей не превышает 5 чел./км2, а 15% суши вообще не заселено. Особо эта ситуация просматривается и в городе Волгограде: в новых районах располагается намного значительнее больше жителей, нежели в ранее возведенных районах. Численность Дзержинского, наиболее юного района города, свыше 180 тыс., а Красноармейского района - больше 167 тыс. А всего город Волгоград состоит из 7 районов и нескольких небольших островов на Волге. Помимо этого, весьма немало частных домов в удаленных от центра областях. И из-за специфики местности города, маленьких холмов на территории, некоторые участки никак не заселены. Поэтому, формируется впечатление, что город "делят" участки, на которых нет построек. [6]

Вторая проблема - это рост численности жителей города ,который влечет за собой, как следствие, увеличение спроса на жилую недвижимость, приводя к постоянному росту стоимости квартир, что, во-первых, не позволяет городу результативно совершенствоваться, во-вторых, негативно отражается на качество жизни населения. Численность города Волгограда начала активно увеличиваться с 1989 г., что послужило активному строительству новых жилых объектов, но, и в связи с этим ,и с постоянно меняющейся экономической ситуацией в стране, рост цен на квартиры Волгограда, на сегодняшний момент, неуклонно растет. Сегодня можно наблюдать понижение спроса на вторичное жилье и квартир в новостройках. Продажа квартир в Волгограде неуклонно снижается. Связано это с понижением уровня платежеспособности населения. Происходит это потому, что средние зарплаты населения не дают реализовать планы по выгодной покупке жилплощади и, конечно ,глобальная ситуация с валютным кризисом на мировом рынке. [5]

Третья проблема - это потребность предоставления высокой занятости городского населения, принимая во внимание его сверх сосредоточение на довольно узкой территории. Ради этого муниципальное правительство обязано содействовать развитию экономики города и рабочими местами с высокой заработной платой потому, что в городах, а именно таких масштабных как Москва и Санкт-Петербург, «стоимость жизни» в несколько раз выше среднего уровня по стране в целом. Для этого власти должны способствовать притоку в город таких рабочих мест, с которыми связана высокая заработная плата. Хочется отметить, что хоть и действует государственная программа Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах", но занятость жителей города оставляет желать лучшего. Анализируя заработную плату общего банка вакансий службы занятости населения по состоянию на 1 января 2016 г. можно отменить, что по прежнему она остается достаточно низкой. Так 70,0 % от всех заявленных вакансий имеют оплату труда ниже средней заработной платы по Волгоградской области (23 581,00 руб.), 5,1 % от общего количества вакансий – ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области (9 269,00 руб.). Имеют оплату труда выше средней заработной платы по Волгоградской области (23 581,00 руб.) всего 30,0 % от заявленных вакансий. [9]

Четвертая проблема - это предоставление стабильности экономики города и муниципального хозяйства, в особенности в стадии глобальных финансовых регрессов, отрицательно воздействующих в финансовую конъюнктуру города, ради чего следует диверсифицировать течения формирования городской экономики.

Пятая проблема - это транспортная, в особенности в больших населенных пунктах с высокой плотностью жителей, которые живут на компактной территории. Взрывной подъем автомобилизации жителей с синхронным сокращением метража путевого полотна на одного владельца автомобиля, а еще неумение автотранспортных систем городов преодолевать активные потоки автомобильного транспорта, порождает разногласие между условиями общепринятых стереотипов свойства существования и объективными чертами существующего городского пространства.

Шестая проблема - инфраструктурная, которая имеет масштабное распространение во всех городах, но в особенности резко проявляющееся в средних и маленьких. Инфраструктурные задачи обнаруживаются во всех типах инфраструктур - технической, автотранспортной, общественной. Источником данных проблем чаще всего служит их сильное изношенное состояние. В итоге отмеченных отрицательных процессов усугубляется нравственно-общепсихологическая атмосфера: для взрослого населения пропадает стабильная актуальная перспектива, для молодого поколения — сужаются условия устройства на работу, получения профессионального образования, а для детей и школьников — вероятность разумного применения свободного времени. И как результат — всегда наиболее обширное распространение приобретают антиобщественные проявления, увеличивается молодежная криминальность и наркомания. Только за 11 месяцев 2015 года было зафиксировано 569 преступлений по Волгограду и области, что на 29% больше, чем в 2014 году. [9]

Следующий, согласно важности, вопрос — экологическое состояние городов, о чем было заявлено ранее. Одной из более заостренных природоохранных вопросов в основной массе больших населенных пунктов страны, невзирая на ряд позитивных направленностей наметившихся в последние десятилетия и связанных, в основном, с единым регрессом индустриального производства, не прекращает держаться падение качества атмосферного воздуха. В 130 населенных пунктах государства уровень загрязнения воздуха, на сегодняшний день, расценивается как весьма высокий, и только в 18% населенных пунктов – как невысокий. В 40 субъектах Российской Федерации из тех, где проводятся наблюдения, более 54% городского населения находится под воздействием очень высокого загрязнения воздуха.

В десяти из этих сорока субъектов (Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Чувашская Республика, города Москва и Санкт-Петербург) под воздействием высокого загрязнения воздуха находится более 75% жителей, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге – 100% населения [6].

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах – это индустриальные компании, электроэнергетика и автотранспорт. В ходе последних десятков лет почти все индустриальные компании в городах снизили выбросы загрязняющих веществ, однако, связано это, в основном ,с уменьшением изготовления продукции, а никак не с внедрением экологически наиболее приемлемых технологий. Исследование работы единичных компаний демонстрирует, что почти все из них начали отдавать существенно меньше заинтересованности экологическим проблемам. В огромной мере это касается фирм негосударственного управления. Возникновение отдельных неблагоприятных результатов связано еще с большим износом основных и вспомогательных средств изготовления и снабжения, нарушениями научно-технической выдержки.

Значимыми факторами, обусловливающими высокий уровень засорения атмосферы в крупных городах, являются увеличение размеров автопарка, ухудшение состояния зеленых насаждений, расположенных вдоль дорог и уменьшение их площади, плачевное состояние дорожного покрытия и др. Кроме того, проблема загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками в значительной степени связана с серьезными просчетами в градостроительстве – отсутствием экологически грамотного функционального зонирования, несбалансированностью основных функциональных зон города, повышением этажности и уплотнением застройки, сопровождающимся уменьшением проветриваемости автомагистралей, а также многочисленными недостатками в организации городской транспортной сети. Загрязнение атмосферного воздуха вносит значительный вклад в экологически обусловленную заболеваемость городского населения.

Связано это с тем, что земной слой атмосферы представляет собой один из немногих в природе компонентов, который не может являться в ограничении с использованием или заменен лучшей копией. Рост и формирование городов приводит к ощутимым переменам обстоятельств формирования стока.

Происходит такое в следствии переустройства поверхности и формирования дренажно-канализационных промывочных конструкций. Застройка местности, асфальтированное покрытие и уплотнение земли значительно меняют условия стока поверхностных и порядок грунтовых вод. В зависимости от специфик ландшафтного приспособления территории срыва природных взаимосвязей между неглубокими и находящийся под землей водами могут послужить причиной к разнообразным отрицательным результатам. Принимать во внимание возможность появления подобных результатов следует, решая фактически всегда проблемы градостроительства. В совокупность событий по регулировке поверхностного стока следует содержать строительство водосбросных гидротехнических сооружений. Подобных построек в городе, несомненно, мало. Почти все из существующих построек просты, неверно спланированы, созданы без учёта объёма стока необходимой обеспеченности, с отклонениями от общепринятых проектных заключений. Развитие эрозионных движений на местности города длится в связи с этим на протяжении многих лет. Обширное распространение больших эрозионных конфигураций рельефа гарантирует в огромной части города отличные обстоятельства для сброса как поверхностных, так и подземных вод. Однако в единичных сбалансированных зонах местных водоразделов при их застройке вследствие малого учёта гидрогеологических обстоятельств время от времени замечается увеличение степени грунтовых вод. Заметную деградацию переживают, в особенности в последние года – пригородные области. Загородный «бум» поверг к ликвидации вокруг населенных пунктов деревьев и кустарников на внушительных площадях. Почти все города из-за практически непрерывного окружения их дачными зонами фактически никак не обладают возможностей формирования, качественно функционирующих загородных зеленых зон, значительно воздействующих на положение атмосферы города и способных получать с целью временного развлечения существенное количество населения.

Что касается энергетических проблем развития, то в основном, данные проблемы обусловлены быстрым увеличением энергопотребления, что поясняется обширным распространением всевозможных электроприборов, кондиционеров, нагревателей и другой энергоемкой техники, с одновременным неимением желания и стремления соблюдать экономию электричество. Однако одной из основных трудностей является -потребность увеличения энергоэффективности. Удельная энергоемкость индустриального и аграрного изготовления в 3,5 - 4,0 раза больше, чем в развитых государствах мира. Это обуславливается тем, что электроэнергетический рычаг экономики сформировался в 2-ой середине прошлого столетия в обстоятельствах, совсем отличных от нынешних. Энергетическая область и городское хозяйство объединены наиболее теснейшим образом. Энергосистема является и компонентом градообразующей основы, и, в то же время, компонентом обеспечения, инфраструктуры города.

Человечество согласно критерию собственного развития всегда больше и значительнее имеет необходимость в энергетических ресурсах, электрическая и тепловая электроэнергия фактически неотделимы от быта и производственной работы человека. В течение последующих десятилетий ожидается существенное повышение энергопотребления, связанное с формированием экономики и приростом населения. Это приведет к увеличению давления на систему энергоснабжения и востребует высокого интереса к эффективности применения энергии.

В заключение хочется отметить, что, учитывая особую актуальность отмеченных проблем, невозможно их решить без участия федеральных и региональных органов, представляется необходимым придать этой работе системный и целенаправленный характер. Следует обеспечить контроль за каждой проблемой, а именно: равномерные застройки новых жилых объектов, а в последующем распределение населения по всей территории города; обеспечение высокой занятостью жителей города, изначально подавая заявки на определенные вакансии в учебные учреждения; решение инфраструктурного вопроса - в данном случае улучшение качества дорог; внедрение экологически более приемлемых технологий, различные инновационные проекты, которые будут направлены на улучшение качества атмосферного воздуха. При этом важно обеспечить максимальное сочетание первоочередных мер по реабилитации городов с долгосрочной стратегией их развития, тесно увязанной, в свою очередь, с регионами, где они находятся, и страной в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Анохин А.А. Урбанизация как фактор состояния окружающей среды // География и окружающая среда. Отв. ред. В.В. Дмитриев, Н.С. Касимов, С.М. Малхазова. – СПб: Наука, 2013. – С. 417–426.
  2. Борисова Н.И., Борисов А.В. Современное состояние и проблема отрасли водоотведения и водоснабжения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8 (49). С. 728-732.
  3. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энерго-и ресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3(03).
  4. Борисова, Н. И. Проблемы повышения энергоэффективности российских городов в новых инновационных экономических условиях/ Н. И. Борисова, А. В. Борисов //Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы внедрения энергоэффективных технологий в строительство и инженерные системы городского хозяйства», (24-27 июня 2015 г.). – Кызыл: Изд-во ТувГУ. – 2015. – 189 с., Стр. 13-18
  5. Вся недвижимость для Вас [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vndv.ru/stat_i_po_nedvizhimosti_za_2015_god
  6. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году. – М., 2011.
  7. Интеллектуальный подход и перспективы устойчивого развития городов // Intelligent Energy – СНГ, июнь 2012. – С. 2–8.
  8. Окороков В.Р., Окороков Р.В. Энергетическая безопасность страны: сущность, индикаторы и механизмы ее обеспечения // Академия энергетики. – 2014. – № 6(62). – С. 4–13.
  9. Официальный сайт Волгоградского центра занятости населения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://czn.volgadmin.ru/rinok-trud/archive/
  10. Российский статистический ежегодник 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  11. Борисова Н.И., Борисов А.В., Выприцкая Е.Ю. К вопросу о разработке и использовании альтернативных источников энергии в России и ее регионах в современных условиях // Экономика и предпринимательство, № 12 (ч.3), 2015 г. С. 412-420

Цитировать

Борисов, А.В. Энергетические, экономические и экологические проблемы развития современных городов России и ее регионов / А.В. Борисов, Н.И. Борисова, М.Ю. Онищенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 99-104. — URL: https://novainfo.ru/article/4621 (дата обращения: 09.06.2023).

Поделиться