Имидж преподавателя глазами студентов

№57-3,

педагогические науки

В статье приведен сравнительный анализ понятия имидж преподавателя с точки зрения различных авторов. В завершении показан результат опроса студентов экономического факультета по формированию имиджа преподавателя глазами студентов.

Похожие материалы

Личность и деятельность преподавателя высшего учебного заведения привлекала и привлекает внимание психологов, педагогов, культурологов, социологов и других специалистов. Подобный интерес связан с тем, что именно от профессорско-преподавательского состава в решающей степени зависят организация деятельности и возможности самореализации субъектов учебно-образовательного процесса в высшей школе. Поэтому вполне объясним высокий уровень требований к имиджу преподавателей, предполагающий их разностороннюю компетентность, авторитетность, подготовленность к профессиональной деятельности, обладание определенными личными качествами.

Профессиональная деятельность преподавателя уже сама по себе предполагает выбор определенной стратегии поведения, наличия определенного набора качеств, которыми преподаватель должен обладать и умело пользоваться. Общий имидж преподавателя только тогда выиграет, когда он будет действительным отражением сущности человека, а не искусственно придуманной внешностью и манерой говорить.

Разберемся с понятием имиджа более тчательно. В русском языке существует ряд традиционных понятий, которые отражают отношение людей к какому-либо социальному объекту, - образ, репутация, стереотип, ярлык и т.п. Сегодня в разговорный язык не только профессионалов, но и студентов уверенно вошло слово «имидж», которое вобрало в себя весь спектр смыслов традиционных понятий.

В.А. Моисеев, в своих трудах, говорит следующее: «Имидж - это образ, представление, которое складывается у человека, аудитории, группы, народа о товаре, проекте, человеке, фирме, организации» [3]. Далее он сравнивает имидж с репутацией: «...имидж, как и деловую репутацию, надо оберегать, а порой и защищать», «имидж человека... социально обусловлен представлениями общества о характере деятельности этого человека и включает в себя индивидульные черты» [3]. Автор указывает на близость «образа» и «деловой репутации» с имиджем. Но следует отметить, что репутация - это лишь часть системной имиджеобразующей информации.

Многие авторы рассуждают о функциях и социальных ролях имиджа. Так, В.В. Шпалинский - автор «Психологии менеджмента» полагает, что можно поставить знак равенства между имиджем и символом: «Наш имидж определяет место каждого из нас в структуре общественных и межличностных отношений. Имидж - это, по сути, то, и кем я кажусь в своем окружении, каким видят и воспринимают меня «они». Это символическое преломление меня окружающими» [7].

Имидж через стереотип объясняют авторы психологического словаря: «Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего- либо» [4].

И.М. Синяева в своих работах дает определение имиджа в соотношении с понятием «впечатление». «Имидж - общее впечатление, которое создается у людей о том или ином человеке, фирме или кампании». «Имидж, - полагает автор, - всегда социально обусловлен, оказывает активное воздействие на общественное мнение, кардинально влияет на результаты деловой активности» [5].

Таким образом, можно бесконечно долго рассуждать и анализировать, сколько различных понятий-синонимов можно подобрать, характеризуя имидж. Нельзя не согласиться с Б.Л. Борисовым, который сказал: «Играя многообразную роль в человеческой культуре, понятие «имидж» аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения» [1].

Высшие учебные заведения являются ориентиром при выборе будущей профессии абитуриентов, которые выбирают тот университет, имидж которого выше по сравнению со всеми остальными, где самое лучшее образование, интересная студенческая жизнь, самые лучшие преподаватели. Именно имидж вуза помогает молодому человеку определиться с его будущим. А данный имидж создают, в первую очередь, сотрудники и преподаватели.

Имидж преподавателя высшего учебного заведения - это некий собирательный образ, раскрывающий наиболее характерные для него черты. О.М. Володько представляет имидж как понятие системное, где все элементы, составляющие его структуру, находятся в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости. Она определяет структуру имиджа, состоящую из четырех основных элементов:
внешний вид; природные свойства; приобретенные качества; профессиональные черты.

Внешний вид как основной элемент имиджа не случайно назван первым. Восприятие человека при знакомстве начинается с визуального впечатления, которое складывается в первые минуты общения. Это связано с тем, что объем воспринимаемой зрительной информации многократно превосходит все другие органы чувств (слух, осязание, обоняние).

Природные свойства - это особенности, имеющиеся у человека от рождения, полученные через генетический код от близких и далеких предков. Это фундамент личности, та основа, на которой строится образование и воспитание человека. К природным свойствам относятся: характер, темперамент, интеллект, интуиция, харизма, коммуникабельность, рефлексивность и эмпатичность.

Приобретенные качества - это характеристики личности, связанные с образованием, воспитанием и жизненным опытом. К приобретенным качествам относят нормы поведения, т.е. культурный уровень личности. В состав приобретенных качеств, определяющих имидж человека, включают: манеры и культуру поведения; нравственные ценности и качества; культуру речи и речевой этикет; гуманитарную развитость; психическое здоровье.

Профессиональные черты фиксируют различия между людьми по принадлежности к той или иной профессии. Иногда профессиональная принадлежность человека вне работы едва различима, однако бывают случаи, когда профессия «написана на лице». Это зависит от двух факторов: характера профессии и личности человека.
Как видим, структура имиджа сложна и состоит из ряда аспектов, представляет собой систему, все составляющие которой взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимодополняемы и непротиворечивы.

С помощью метода описательной статистики можно выделить наиболее значимые имиджевые характеристики «позитивно оцениваемого» и «негативно оцениваемого» преподавателя педагогического вуза.

Проведенный опрос студентов по выявлению наиболее важных качеств преподавателей показывал, что все элементы оказывают достаточное влияние на студентов и важны в образе преподавателя. Так, результаты опроса по экономическому факультету Башкирского государственного аграрного университета, показал какие, внешние, и внутренние качества педагогов являются наиболее востребованными студенческой аудиторией и какой образ складывается в их представлении о будущей профессии. Результаты опроса показали значимость качеств в следующем порядке:

  1. справедливость
  2. доброжелательность
  3. отзывчивость
  4. ответственность
  5. уравновешенность
  6. разумная требовательность
  7. тактичность
  8. внимательность
  9. жизнерадостность
  10. чувство юмора.

Список литературы

  1. Борисов, Б.Л. Реклама и паблик релейшинз. Алхимия власти / Б.Л. Борисов. - М.,1998. - С. 73.
  2. Володько, О.М. Имидж менеджера: учеб. пособие / О.М. Володько. - Минск: Амалфея, 2008. - 312 с.
  3. Моисеев, В.А. Паблик рилейшинз. Теория и практика / В.А. Моисеев. - ООО «ИКФ Омега-Л», 2001. - С. 135, 147.
  4. Психология: словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 134.
  5. Синяева, И.М. Паблик релешинз в коммерческой деятельности / И.М. Синяева. - М.: Юнити, 1998. - С. 14.
  6. Филлипа, Дейвис. Ваш абсолютный имидж / Девис Филлипа. - М., 1996.
  7. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента / В.В. Шпалинский. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - С. 27.
  8. Захарова С. Н. Имидж педагога как составляющая профессиональной компетентности // Молодой ученый. — 2016. — №5.1. — С. 16-18.
  9. Игебаева, Ф.А. Профессиональная этика в деятельности делового человека // Ф.А. Игебаева. – Символ науки. – 2016. - №2-3. С. 230-231.
  10. Игебаева, Ф.А. Методы развития творческого мышления у студентов аграрного университета // Ф.А. Игебаева. – Paradigmata poznani. – 2016. - №1. С. 72-74.