Систематизация законодательства

NovaInfo 42, с.217-220, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Систематизация – это целенаправленное упорядочение нормативных правовых актов, осуществляемое с целью устранения несогласованностей между нормами права, очистки правовой системы от устаревших правовых норм и установления новых норм, соответствующих достигнутому уровню развития общества. Статья посвящается рассмотрению понятия,целей и содержания систематизации. Рассмотрены важные принципы систематизации: регулярность, достоверность, юридическая сила, оперативность. Проанализированы виды систематизации нормативных правовых актов: консолидация, кодификация и инкорпорация. Определяется роль значения систематизации нормативных правовых актов. Это важный и востребованный во всех отраслях деятельности процесс.

Ключевые слова

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, ПРИНЦИПЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ, НОРМАТИВНЫЙ АКТ, ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Текст научной работы

Потребность в систематизации очень актуальна для законодательства Российской Федерации, так как число действующих нормативных актов всех уровней и федерального, и регионального, и муниципального постоянно растет. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права. Дело осложняется еще и тем, что нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели. Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства.

Принимается множество нормативных актов, зачастую находящихся в противоречии, поэтому необходимо упорядочить нормативные акты и привести их в определенную систему. Данная мера нужна для того, чтобы обеспечить доступность законодательства, удобство его использования и устранения устаревших и неэффективных норм. Наиболее радикальным видом систематизации является свод законов.

Систематизация чаще всего определяется как упорядочение и совершенствование действующего нормативно-правового материала путем его обработки и изложения по определенной системе в виде сборников актов или в форме сводных кодификационных актов, объединение отдельных нормативных установлений в единую, внутренне согласованную систему.

Нормативные правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют разную юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются наразличных субъектов права и на разном территориальном пространстве. Естественно, что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход из этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правового регулирования общественных отношений, состоит в систематизации законодательства.

Систематизация позволяет: 1) выявить и устранить существующие дефекты законодательства и впоследствии их устранить;2) повысить эффективность действующего законодательства;3) содействовать изучению и исследованию нормативных правовых актов.

Предпосылками такого явления можно назвать то, что в системе законодательства с течением времени происходит беспорядок и хаос, это свойство присущее любой системе. Со временем в ней появляются новые элементы или исключаются старые по разным причинам. В результате систематизации устраняются всякие противоречия меж правовыми нормами, изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные. Они структурируются по определенным системным признакам: сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. Эта динамика обуславливает сложность системы законодательства впоследствии, но эту систему необходимо организовывать, чтобы человек мог легко найти требующейся нормативно правовой акт. Важным моментом является возможность своевременного и правильного поиска акта, в котором возникла потребность.

К основным принципам систематизации относятся: принцип регулярности, достоверности, юридической силы и оперативности.

Принцип регулярности - в связи с непрерывным процессом изменения, редактирования законодательства, систематизация должна осуществляться регулярно и непрерывно.

Принцип достоверности: проводимая в той или иной форме систематизация должна быть осуществлена на основании данных, полученных из официальных источников.

Принцип юридической силы: на данном принципе систематизация законодательства осуществляется с учетом юридической силы нормативно-правового акта, а также определение приоритетного, главенствующего акта.

Принцип оперативности: в связи с постоянной необходимостью использования нормативных актов в правоприменительной деятельности, систематизация должна проводиться незамедлительно с целью избегания использования недействительного, устаревшего законодательства.

В настоящее время существуют следующие основные формы систематизации нормативных правовых актов: кодификация, консолидация и инкорпорация.

Кодификация законодательства - это коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Консолидация - это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативный правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Черты консолидации: представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица). Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Инкорпорация представляет собой внешнее упорядочение действующих нормативных правовых актов без переработки норм права, когда нормативные правовые акты помещаются в единые сборники в хронологическом, тематическом (соответственно хронологическая и тематическая (предметная) инкорпорация) либо в каком-либо другом порядке. Особенность инкорпорации состоит в том, что никаких изменений в содержание актов, помещаемых в сборники, обычно не вносится, а значит, и содержание правового регулирования, по существу, не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение содержания нормативного регулирования — отличает ее, как утверждает ряд авторов, от кодификации и консолидации.

К систематизации относят и справочно-информационную работу, которая включает в себя сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах, выдачу информационных данных, справок. Практика показывает, что можно выделить такую форму обеспечения системности законодательства, как нормативное регулирование системы нормативных правовых актов, порядка их разработки, принятия, разрешения коллизий между ними. Поэтому особенно актуальным является принятие федерального закона о нормативных правовых актах.

Систематизация нормативных актов характерна для любой развитой системы законодательства, для российской же она просто необходима ввиду принадлежности страны к романо-германской правовой системе и соответствующих правовых традиций. Со времени принятия Конституции 1993 года в России резко активизировалась правотворческая деятельность.

Но сегодня практически не существует законов, закрепляющих роль систематизации, а также ее регулятивность. На данном этапе развития законодательства это необходимо и следует уделять больше внимания.

Читайте также

Список литературы

  1. Бошно С.В. Нормативный правовой акт: развитие признаков в правоприменительной практике // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 4. С. 20-25.
  2. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебное пособие. Сер. Российское юридическое образование. М., 2007.
  3. Козинец К.К. Исторический очерк российских систематизаций законодательства в форме свода законов // Право и современные государства». 2014. №. С.19.
  4. Мозженко И.И. Принципы систематизации Российского законодательства // Проблемы в российском законодательстве. 2010. Выпуск № 1.С. 13.
  5. Систематизация законодательства в РФ / Под редакцией А.П. Пиголкина СПБ: Юридический центр Пресс, 2003.
  6. Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. М., 1995.

Цитировать

Сидорова, О.С. Систематизация законодательства / О.С. Сидорова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 217-220. — URL: https://novainfo.ru/article/4690 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться