Правовое регулирование физической культуры и спорта в Российской Федерации

№77-1,

Юридические науки

В данной научной статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации. Целью данной работы является изучение основных законов, подзаконных актов, затрагивающие вопросы и содержащие в себе нормы, касающиеся физической культуры и спорта. Актуальность написания данной научной работы обуславливается тем, что нормативно-правовому регулированию в данной сфере посвящено мало трудов и она является малоизученной.

Похожие материалы

Невозможно переоценить важность спорта и физической культуры в жизни современного человека. Они являются важными социальными институтами, которые дают людям создавать для себя что-то новое, достигать каких-то вершин, запоминаться другим людям, да и попросту способствуют ведению здорового образа жизни. Множество трудов и работ посвящено самому спорту, тем как им заниматься, чтобы достичь наилучших результатов и не нанести вреда своему здоровью, так как профессиональный спорт — это упорный и опасный труд, также многие труды посвящено истории спорта и его видам. Однако, как нами уже было сказано, физическая культура и спорт — это социальные институты, соответственно, должен быть как-то решен вопрос и об их правовом регулировании. Несомненно, в праве Российской Федерации отражены основные вопросы регулирования и нахождения данных социальных институтов в жизни современного общества. Поэтому, в данной научной статье хотелось бы отразить основные нормативные акты, которые отвечают за правовое регулирование данного вопроса.

Следует начать с вершины законодательства. Высшим нормативно-правовым актом, главным документом в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации. Он установила положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ — это часть её правовой системы. [2, ст. 15] Поэтому, перед тем, как начать анализировать Конституцию РФ, как источник правового регулирования физической культуры и спорта, обратимся к международному законодательству.

Главным актом международно-правового характера, который регулирует вопросы физической культуры и спорта является Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г. Она закрепляет положение о том, что физическое воспитание и спорт — это не просто право каждого человека, это основное право каждого человека и каждый обладает основным правом на доступ к физическому воспитанию и спорту, необходимым для развития его личности. Право развития своих способностей путем физического воспитания и спорта должно быть гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. [1, ст. 1] Также к иным международным актам относят Спортивную хартию Европы 1992. [7, с. 256].

Теперь, переходя к национальному законодательству, необходимо более детально рассмотреть Конституцию Российской Федерации. В ч.2 ст. 41 КРФ говорится о том, что в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая развитию физической культуры и спорта. Также, в соответствии с ней же, ведение вопросами физической культуры и спорта отнесли к совместному ведению РФ и её субъектов (п. «е» ч.1. ст. 72).

Обратимся к федеральному законодательству. Основным Федеральным законом, который будет регулировать вопросы физической культуры и спорта будет являться ФЗ 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Он наиболее детально дает и раскрывает понятийный аппарат, указывает основные принципа законодательства о физической культуре и спорта, устанавливает полномочия РФ, её субъектов и муниципальных образований в сфере физической культуры и спорта. По данному закону, спорт является сферой социально культурной деятельности, как совокупности видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним, а физическая культура — это целая часть культуры, которая является собой сумму ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и становления здорового образа жизни, соц. адаптации посредством физического воспитания, подготовки и развития. [3, ст. 2] Данный Федеральный Закон можно назвать основным актом, регулирующим правоотношения в данной сфере. Следует отметить такой факт, что некоторые ученые считают, что данный закон говорит о том, что понятие «законодательство о спорте» используется в узком смысле, то есть это только сами законы. В широком же смысле — это ещё и иные нормативно-правовые акты. [8, с. 85]

Исходя из этого, следует сказать, что есть и подзаконные акты, которые регулируют правоотношения в сфере физической культуры и спорта. Первыми среди таковых будут Указы Президента РФ. Одними из последних и важнейших можно указать следующие указы: Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [4] и Указ Президента РФ от 28 июля 2014 г. N 533 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на знаках отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)».

Следующим органом государственной власти будет Правительство Российской Федерации. Им была разработана целая федеральная целевая программа, направленная на развитие физической культуры и спорта в РФ. Она указывает на необходимость создания условий для систематических занятий физкультурной и спортом и повысить эффективность системы подготовки спортсменов в спорте высших достижений. Эта программа оформлена соответствующим Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. N 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы»». [5]

Но Президент РФ и Правительство РФ — это органы общей компетенции, которые рассматривают вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в целом. Органом отраслевой компетенции в данной сфере, который издает более четкие и детальные акты в данной сфере будет являться Министерство Спорта Российской Федерации. Оно издает свои акты, которых огромное множество, и каждый из них имеет свою конкретику. Одни затрагивают конкретные виды спорта, одни направлены на выполнение и реализацию каких-либо крупных спортивных мероприятий, третьи затрагивают вопросы аккредитации спортивных учреждений. Среди таких актов можно выделить Приказ Минспорта России от 31.10.2017 N 946 «О коллегии Министерства спорта Российской Федерации», Приказ Минспорта России от 12.12.2017 № 1064 «Об объявлении государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации по виду спорта «серфинг»» и другие приказы.

Субъекты РФ имеют аналогичную систему актов, издаваемых в сфере спорта и физической культуры. Конституции и Уставы субъектов исходят из положений Конституции РФ, в большинстве случаев дублируя её с заменой или изменением соответствующих норм и статей. Субъекты РФ также занимаются разработкой и созданием законов, регулирующих вопросы физической культуры и спорта. Так, например, в Республике Башкортостан, есть Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года N 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан». [6] Подзаконные акты о спорте могут также принимать Курултай РБ, Глава РБ и Министерство молодежной политики и спорта РБ.

По вопросам деятельности в области физической культуры и спорта могут приниматься также и муниципальные правовые акты.

В целом, в законодательстве четко отражены конкретные предложение и ожидаемые результаты, что является эффективной мерой в формировании спортивного потенциала государства. [9, с. 27]

Таким образом, можно подвести краткие итоги и сказать, что законодательство, отвечающее за правовое регулирование вопросов физической культуры и спорта, оставляет за собой не малую часть во всей правовой системе Российской Федерации. Все источники права, законы и подзаконные акты в данных сферах очень детально и конкретно раскрывают все вопросы, касающиеся данных институтов на всех уровнях правового регулирования, как на федеральном, так и на региональном, а также и местом.

Список литературы

  1. «Международная хартия физического воспитания и спорта» (Принята в г. Париже 21.11.1978 на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М.: Логос, 1993. С. 186 - 190. Свод нормативных актов ЮНЕСКО.- М.: Международные отношения, 1991. С. 186 - 190.
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
  3. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // «Российская газета», N 276, 08.12.2007.
  4. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // «Российская газета», N 68, 26.03.2014.
  5. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. N 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // «Собрание законодательства Российской Федерации» № 5, 02.02.2015, N 5, ст. 810.
  6. Закон Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года N 68-з «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» // «Республика Башкортостан», N 231(26715), 28.11.2008.
  7. Андреев С. А. Сборник международных нормативных актов / С. А. Андреев. - М.: Стар, 2011. - 356 с.
  8. Затеев А. П. Правовое обеспечение здоровья нации / А. П. Затеев. - М.: Антей, 2010. - 218 с.
  9. Красовский С. Я. К вопросу о правовом регулировании физической культуры и спорта // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2013. №4. С.23-27.