Касаясь последствий развития эрозионных процессов, следует отметить, что эти последствия имеют глобальный характер.
В США нарушение почвенного покрова зашло так далеко, что по свидетельству В.Ц. Лоудермилка, уже в 1935 г. из 706 млн. га земельных угодий было охвачено эрозией 476 млн. га. Согласно данным Х.Х. Беннетта, вследствие почвенной эрозии только в штате Индиана с 1900 по 1920 г. выбывало ежегодно по 11 тыс. га земли, а с 1920 по 1930 г. уже по 54 тыс. га в год; фермеры всегда стремились вести хозяйство на лучших землях, так как "там, где фермеру приходится хозяйничать на земле, лишенной плодородного пахотного слоя почвы, он окажется – в положении фермера, ведущего сельское хозяйство на – обанкротившейся земле".
По данным Г. Комке и А. Бертран, ежегодно в США становятся непригодными для дальнейшего использования под сельскохозяйственные культуры около 200 тыс. га земли.
В настоящее время в США более 270 млн. га земельных угодий не пригодны для обработки и их "следовало бы засеять травами, отвести под леса, заповедники". Ежегодные потери почвы от эрозии в США составляют 3 млрд. т, т.е. 40 млн. т азота, фосфора и калия, а ущерб от эрозии не менее 3 млрд. долларов.
Для широкого развития эрозионных процессов в России в прошлом имелись такие предпосылки, как условия землепользования царской России, от которой осталось земельное наследство, достаточно разрушенное эрозией: площадь районов со смытыми почвами равна почти 2 млн. км2.
По примерному подсчету, ежегодный прирост площади эродированных почв составлял около 150 тыс. га, прирост оврагов – 45 тыс. га.
В результате общего повышения культуры земледелия после коллективизации в ряде районов разрушительная сила эрозии снизилась на 25–50 %. Однако эрозия в России еще имеет место, ею охвачены не только склоны значительной крутизны, но и мало заметные, начиная с 0,5–2,0 о. И если смыв не бросается в глаза, то лишь благодаря большой мощности гумусовых горизонтов, и особенно черноземных почв.
М.Н. Заславский указывает, что непрерывное использование черноземных почв, склонов, без соблюдения противоэрозионных и почвоокультуривающих мероприятий, сопровождается обеднением верхних горизонтов элементами питания, ухудшением водно-физических и микробиологических свойств.
Ущерб, причиняемый сельскому хозяйству эрозией велик. Например, ежегодно овражная эрозия в нашей стране отнимает 45–90 тыс. га ценных земель.
Вследствие эрозионных процессов ежегодно теряется плодородие почвы. В КБР интенсивному развитию эрозионных процессов способствовали высокая степень распашки при чрезвычайно изрезанном рельефе, а также бессистемный выпас скота на крутых склонах. Площадь оврагов в среднем за год увеличивается на 2–4 тыс. га.
В Российской Федерации подвержены водной эрозии около 63 млн. га.
Существо современной проблемы земельных ресурсов планеты в том, что производство пищи должно ежегодно уменьшаться за счет потери и деградации почв, прежде всего в результате деятельности самого человека. Причин этого опасного явления много, и они различны в разных природных и социально-экономических условиях.
Но конечный результат всегда и везде один и тот же: либо падение плодородия, либо потери самой почвы.
Причины процесса деградации и потерь пахотных земель состоят прежде всего в том, что миллионы гектаров земли отчуждаются для нужд не сельскохозяйственного пользования, строительства водохранилищ, карьеров, городов, рудников, поселков, дорог, и т.д.
Другой причиной деградации почв, также широко распространенной во всем мире, является большой комплекс различных неблагоприятных явлений в орошаемом земледелии, и прежде всего, вторичное засоление, осолонцевание, заболачивание.
Тревогу вызывает и истощение почв, падение их плодородия в результате неправильного, несбалансированного использования. Вместе с урожаем с полей выносятся питательные вещества, которые природа копила многие сотни и тысячи лет. Эти потери должны компенсироваться органическими и минеральными удобрениями. Однако вынос питательных веществ превышает их внесение с удобрениями, и почвы не успевают восстановиться при интенсивном земледелии.
Но все же самый большой ущерб сельскому хозяйству причиняет эрозия почв.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что колоссальные потери, обусловленные водной эрозией, стали фактором, сдерживающим интенсификацию сельскохозяйственного производства, снижающим его экономическую эффективность.
Объемы потерь настолько велики, что в случае их своевременного предотвращения можно было бы обеспечить всестороннее исследование эрозионной проблемы, разработку, выбор и осуществление мер борьбы с ней. Структура потерь показывает, что основной удельный вес в них обусловлен смывом почв. Поэтому проблема разработки мер по восстановлению плодородия смытых земель до уровня несмытых приобретает первостепенное значение.
Таким образом, одним из определяющих направлений противоэрозионной науки в настоящее время и в ближайшей перспективе должны стать исследования по разработке технологий восстановления плодородия эродированных земель и в первую очередь подверженных смыву. Экономический эффект от применения противоэрозионных мероприятий, на наш взгляд, может окупить исследовательские затраты.