В настоящее время агропромышленный комплекс Башкортостана является наиболее трудоёмким отраслевым комплексом в экономике республики. В современных условиях хозяйствования рыночного типа для поддержания стабильности социально-экономического развития отрасли требуются новые структуры управления экономикой. В этой связи весьма актуальна и своевременна разработка «Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011 – 2020 годы». Нам представляется, что решающую роль в реализации идей Стратегии и достижении стратегических целей развития АПК республики должны сыграть образованные, инициативные, творческие, креативно мыслящие руководители, поскольку от эффективности управления трудовыми коллективами в огромной степени будет зависеть работа всего предприятия, а, в конечном счете, и отрасли в целом [1, с.105].
В условиях рыночных отношений большая роль в развитии агропромышленного производства Башкортостана отводится уровню подготовки и деловым качествам руководителей. «Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» – сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессии руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер должен знать обо всем – от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [2, с.60].
Эффективность управленческой деятельности предприятиями АПК республики в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Современный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возникающих в работе. В основе такого умения лежат организаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.
Организаторские способности предполагают наличие у руководителя таких психологических свойств, как психологическая избирательность, позволяющая менеджеру при решении поставленных перед коллективом задач достаточно полно отразить психологию ее членов; практически-психологическую направленность ума и психологический такт.
Конструктивные способности руководителя проявляются в умении проектировать, прогнозировать деятельность коллектива, как в целом, так и по отдельным направлениям. Для этого нужно уметь анализировать результаты работы своего коллектива и при необходимости вносить коррективы в его деятельность.
Особое значение для эффективного управления коллективом имеют коммуникативные способности руководителя, которые помогают ему устанавливать и развивать личностное и социально-ориентированное отношение с окружающими людьми, налаживать контакты, как со своими сотрудниками, так и с представителями смежных учреждений и организаций. Любой руководитель, имеющий в подчинении людей и настраивающий их на безупречное выполнение своих служебных обязанностей, должен быть трижды профессионалом в сфере межличностного общения и взаимодействия [3, с. 90-91].
Эксперты в сфере управления считают, что чем выше человек стоит на иерархической лестнице, тем больше он в своей деятельности должен ориентироваться на людей и уметь общаться. Известный представитель делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» подчеркивает: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними» [4, с.78].
Культура общения руководителя, являясь важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень развития его коммуникативных способностей и навыков, который позволяет ему эффективно и компетентно выстраивать отношения с людьми в процессе профессиональной деятельности.
Высокий уровень культуры общения для руководителя подразумевает овладение навыками и осуществление конкретных коммуникативных действий:
- в ситуациях делового взаимодействия ставить перед собой комплексные цели, и анализировать полученные результаты;
- выстраивать взвешенную стратегию поведения выхода из конфликтных ситуаций;
- правильно строить социально и личностно-ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;
- общаясь с людьми правильно, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи;
- профессионально критиковать своих подчиненных, умело используя приемы конструктивной критики;
- создавать здоровый морально-психологический климат в коллективе, побуждать подчиненных к качественному исполнению служебных обязанностей;
- во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения: вежливость, корректность, тактичность, скромность, чуткость, честь и достоинство [5, с. 33 - 34].
Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали [6, с.42].
В заключение отметим, что развитие рыночных отношений в аграрном производстве республики Башкортостан вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, инновационных, по-настоящему деловых людях: руководителях, способных возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников АПК [1, с.15-16].