Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства

NovaInfo 42, с.152-155, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье рассматриваются общие методологические вопросы управления. Дается научное обоснование необходимости повышения роли и ответственности современных руководителей аграрного производства республики.

Ключевые слова

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА, РУКОВОДИТЕЛЬ, АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Текст научной работы

В настоящее время агропромышленный комплекс Башкортостана является наиболее трудоёмким отраслевым комплексом в экономике республики. В современных условиях хозяйствования рыночного типа для поддержания стабильности социально-экономического развития отрасли требуются новые структуры управления экономикой. В этой связи весьма актуальна и своевременна разработка «Стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2011 – 2020 годы». Нам представляется, что решающую роль в реализации идей Стратегии и достижении стратегических целей развития АПК республики должны сыграть образованные, инициативные, творческие, креативно мыслящие руководители, поскольку от эффективности управления трудовыми коллективами в огромной степени будет зависеть работа всего предприятия, а, в конечном счете, и отрасли в целом [1, с.105].

В условиях рыночных отношений большая роль в развитии агропромышленного производства Башкортостана отводится уровню подготовки и деловым качествам руководителей. «Искусство управлять людьми – самое трудное и высокое из всех искусств» – сказал когда-то один мудрец, и был абсолютно прав. Сегодня, пожалуй, нет более трудной профессии, чем профессии руководителя, которую принято называть комплексной, требующей от человека владения очень многими навыками. Менеджер должен знать обо всем – от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайн человеческой психологии [2, с.60].

Эффективность управленческой деятельности предприятиями АПК республики в значительной степени определяется специальными знаниями и умениями самого руководителя. Современный менеджер должен творчески использовать эти знания в различных ситуациях, постоянно возникающих в работе. В основе такого умения лежат организаторские, конструктивные и коммуникативные способности руководителя.

Организаторские способности предполагают наличие у руководителя таких психологических свойств, как психологическая избирательность, позволяющая менеджеру при решении поставленных перед коллективом задач достаточно полно отразить психологию ее членов; практически-психологическую направленность ума и психологический такт.

Конструктивные способности руководителя проявляются в умении проектировать, прогнозировать деятельность коллектива, как в целом, так и по отдельным направлениям. Для этого нужно уметь анализировать результаты работы своего коллектива и при необходимости вносить коррективы в его деятельность.

Особое значение для эффективного управления коллективом имеют коммуникативные способности руководителя, которые помогают ему устанавливать и развивать личностное и социально-ориентированное отношение с окружающими людьми, налаживать контакты, как со своими сотрудниками, так и с представителями смежных учреждений и организаций. Любой руководитель, имеющий в подчинении людей и настраивающий их на безупречное выполнение своих служебных обязанностей, должен быть трижды профессионалом в сфере межличностного общения и взаимодействия [3, с. 90-91].

Эксперты в сфере управления считают, что чем выше человек стоит на иерархической лестнице, тем больше он в своей деятельности должен ориентироваться на людей и уметь общаться. Известный представитель делового мира США, президент крупнейшего в мире автогиганта компании «Форд» и «Крайслер», Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера» подчеркивает: «Управление представляет собой не что иное, как настраивание людей на труд. Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними» [4, с.78].

Культура общения руководителя, являясь важнейшим показателем его интеллигентности и воспитанности, подразумевает такой уровень развития его коммуникативных способностей и навыков, который позволяет ему эффективно и компетентно выстраивать отношения с людьми в процессе профессиональной деятельности.

Высокий уровень культуры общения для руководителя подразумевает овладение навыками и осуществление конкретных коммуникативных действий:

  • в ситуациях делового взаимодействия ставить перед собой комплексные цели, и анализировать полученные результаты;
  • выстраивать взвешенную стратегию поведения выхода из конфликтных ситуаций;
  • правильно строить социально и личностно-ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;
  • общаясь с людьми правильно, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи;
  • профессионально критиковать своих подчиненных, умело используя приемы конструктивной критики;
  • создавать здоровый морально-психологический климат в коллективе, побуждать подчиненных к качественному исполнению служебных обязанностей;
  • во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения: вежливость, корректность, тактичность, скромность, чуткость, честь и достоинство [5, с. 33 - 34].

Эффективность управления коллективом может быть достигнута при чутком отношении руководителя к своим подчиненным, соблюдении им принятых социальных норм, умении ценить в каждом человеке личность и чувство его полезности для людей, как бы он ни отличался уровнем своих способностей и занимаемым положением. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель, ни при каких обстоятельствах, не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали [6, с.42].

В заключение отметим, что развитие рыночных отношений в аграрном производстве республики Башкортостан вызывает огромную потребность в высококвалифицированных, инновационных, по-настоящему деловых людях: руководителях, способных возглавить данный переход, познать законы рынка и творчески их использовать, учесть весь спектр индивидуальных особенностей и различий, а также значение социальных факторов для эффективной профессиональной деятельности работников АПК [1, с.15-16].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  2. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика эффективности деятельности менеджера // Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. науч.тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С.60 – 61.
  3. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности её проявления в деятельности менеджера //Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. – С. 92 – 95.
  4. Якокка Ли. Карьера менеджера: пер. с англ. – М.: Наука, 1991. – С.78.
  5. Панкратов В.Н. Культура делового общения и успех. – М.: А-Приор, 2008. – С.33 – 34.
  6. Десяткина М.В. Деловой этикет: теория и практика. Учебное пособие. – Уфа: РИО БАГСУ, 2004. – С.42.
  7. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК //Социально-политические науки, 2013. – №3 – С.13 – 16.

Цитировать

Игебаева, Ф.А. Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства / Ф.А. Игебаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 152-155. — URL: https://novainfo.ru/article/4704 (дата обращения: 10.06.2023).

Поделиться