Цена лидерства в современном обществе

№55-3,

Психологические науки

В статье подчеркивается, что ответственная работа руководителей, сопряженная с постоянным эмоциональным напряжением, способствует созданию стрессовых ситуаций, а, следовательно, имеет высокую цену. Автор предлагает ряд способов борьбы со стрессами.

Похожие материалы

Все, на ком лежит ответственность за работу организации, или за жизнь людей – например, руководители, директора предприятий, важные начальники, а так же врачи-хирурги – намного больше склонны к раннему развитию сердечнососудистых заболеваний, а так же больше подвержены инфаркту, чем представители других профессий. В частности, у простых рабочих, несмотря даже на тяжелые условия труда, риск слечь с инфарктом или инсультом намного меньше, чем у директора завода. А у жителей сельской местности этот риск и вовсе минимален. Эти выводы подтверждены рядом лабораторных исследований. Как объясняют психофизиологии, всему виной постоянное напряжение и стрессовые ситуации. Руководитель намного чаще, чем простой работник, задумывается о дальнейшей судьбе предприятия, нервничает накануне важных переговоров, решает дисциплинарные, производственные и ряд других проблем. Постоянные проверки, сложные отношения с вышестоящим руководством или же с подчиненными формируют все новые и новые стрессовые ситуации. Человек постоянно «на взводе», эмоциональное напряжение накапливается, постоянно присутствует состояние тревоги о том, как идут, и как будут идти дела компании – даже в то время, когда руководитель находится в отпуске, и казалось бы, должен расслабиться и сосредоточиться на отдыхе. Но не тут-то было. И все эти треволнения, естественно, не проходят бесследно. Со временем легкий эмоциональный дискомфорт переходит в болезненные состояния, которые накладываются одно на другое, и в результате приводят к системным расстройствам в организме и серьезным заболеваниям [1; 3].

Все причины, по которым руководитель вынужден волноваться, условно можно разделить на 7 составляющих.

Первый фактор заключается в оценке особенностей той или иной ситуации на предприятии и решений, который должен принять руководитель. Второй – это серьезность возникшей ситуации, ответственность руководителя и степень его самореализации. Третьим фактором являются сомнения руководителя касательно его компетентности решать накопившиеся проблемы, и сомнения в отношении возможных сложных ситуаций, неудачных сделок и прочих проблем предприятия. Четвертый фактор – возможность возникновения внештатной ситуации, в которой он как руководитель будет выглядеть нелепо и смешно в глазах подчиненных и деловых партнеров. Пятый фактор отвечает за завышенные требования к самому себе и большие требования, которые сам на себя и возлагает руководитель. Шестой фактор сводится к личным чертам характера – повышенная нервозность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость перед сложными ситуациями. И, наконец, седьмой – боязнь потерять авторитет, должность и часть оклада в результате собственного провала.

Можно сделать вывод о том, что на формирование стрессовой ситуации влияет очень много самых разных причин. На формирование эмоционально сложной ситуации влияют несколько конкретных стрессовых факторов, которые воспринимаются человеком как чрезмерный раздражитель, или же сложная ситуация, которая никак не может разрешиться [2; 4].

В данной статье мы рассмотрим факторы риска, которые возникают у руководителя непосредственно на предприятии. Они бывают двух видов – общие стрессоры служебной деятельности и специфические стрессоры служебной деятельности.

Общие включают в себя семь наиболее типичных ситуаций:

  • Неорганизованность рабочего процесса, безответственность подчиненных, нерегулярные поставки и т.д. На фирмах нередки ситуации, когда часть времени сотрудники работают, расслабившись, а в последние дни перед сдачей проекта или отчета начинают наверстывать упущенное семимильными шагами. В такой ситуации нервничают не только сами сотрудники, но и начальник, который ломает голову – а успеют ли они уложиться в нужные сроки, качественной ли будет выполненная работа, повлияет ли очередная задержка на деловую репутацию фирмы. Так же нервничать руководителя заставляет несвоевременное принятие решений вышестоящим руководством, когда, к примеру, директор подразделения вынужден сначала сидеть и ждать, когда дадут работу его отделу, и гадать, что это будет за работа, а потом опять же переживать, успеют ли его подчиненные все выполнить в срок.
  • Неполная комплектация штата, когда приходится заставлять подчиненных работать «и за себя, и за того парня». Причин тому может быть много – пол-отдела ушли в отпуск или слегли с температурой, либо руководство компании экономит на сотрудниках. Работы в таком коллективе выполняются либо качественно, но с задержкой, либо в срок, но качество оставляет желать лучшего. Потому что на качество и количество одновременно не хватает времени и рабочих сил, поэтому отдел все время работает в режиме дедлайна. Казалось бы, вопрос решаемый. Но на многих предприятиях проблемы такого рода не решаются годами [5; 7].
  • К третьей группе относятся факторы, связанные с нарушением распорядка дня в целом и рабочего времени в частности. Когда длительное время человек не высыпается, переутомляется – усталость накапливается в организме и в один прекрасный день выливается в кучу проблем со здоровьем.
  • Следующая группа стрессоров тесно связана с предыдущей и тоже связана с переутомлением. Это работа в сверхурочное время. Казалось бы, нет ничего страшного в том, чтобы взять домой папку документов и поработать часок-другой в тишине, когда вся семья спит. Но такая работа постоянно отбирает несколько часов сна. В результате – невыспавшийся вид, постоянная усталость, раздражительность и плохое настроение. Как результат – человек не успевает сделать все дела в рабочее время, так как половину рабочего дня борется с сонливостью, и в итоге снова берет «задание на дом».
  • Положение в коллективе. Многие начальники отделов стремятся занять более выгодное положение, получить должность повыше, зарплату побольше и получить дальнейшие перспективы развития. Если руководитель – прирожденный лидер, да и к тому же карьерист, и отлично справляется со своими обязанностями, рано или поздно он поймет и желает и заслуживает большего, чем дает ему нынешнее положение в компании. Кто-то стремится к большей ответственности, кто-то к статусу биг-босса, кто-то – к тысячам и миллионам в кармане. Но, как правило, многие считают, что руководитель «ничего не делает, только руководит», да и к тому же уже получил солидную должность – этого будет предостаточно. Понимая, что в ближайшее время ни карьерного роста, ни новых перспектив саморазвития не предвидится, энергичный руководитель становится нервным, вялым и раздражительным.
  • Слишком много бюрократии. Больше бумаг, чем работы, постоянная необходимость заполнять кучу одинаковых бумаг, перечитывать, ставить подписи, снова перечитывать одно и то же. Начинает казаться, что на эти бумаги уходит больше времени, чем на работу и действительное решение текущих вопросов. Учитывая тот факт, что многие вообще не приемлют такой бумажной волокиты, которая, тем не менее, является обязательным фактом на предприятиях любой формы собственности, руководителю и до больничной койки недалеко. Но не исключено, что пока начальник будет поправлять здоровье, ему не будут приносить стопки бумаг на подпись – временный заместитель уполномочен решать лишь текущие вопросы, а ответственности за заполнение всех бланков и формуляров даже с больного руководителя никто не снимал [6].
  • И, наконец, седьмой пункт – это неясные перспективы дальнейшего развития компании. Неопределенность всегда вносит диссонанс, и поневоле начинаешь нервничать, когда сидишь и ждешь неизвестно чего. Во-первых, всегда стараешься учесть самый неблагоприятный исход и успеть сделать все, чтобы его предотвратить. Во-вторых, сам процесс ожидания создает ощущение, что работа предприятия остановилась на определенном этапе, замерла и ждет дальнейших решений свыше. Неопределенность может вносить и частая смена руководства и сотрудников, и непостоянная деловая активность, и много других причин. Результат один – нервные клетки не восстанавливаются.

Так же стоит учитывать и специфические стресс-факторы, которые в немалом количестве присутствуют в жизни и деятельности любого руководителя. Это факторы возникновения стресса, которые связаны с характером работы и стилем руководства предприятием или отделом.

Но это не значит, что стресс нужно воспринимать как должное. С ним нужно бороться. А поскольку стресс – это реакция на определенные трудности, бороться нужно не только со следствиями, но и с причинами. Для этого нужно соблюдать ряд несложных правил и проще относиться к жизни и к возникающим проблемам – ведь нет ничего такого, чего нельзя бы было решить, а решению проблем чаще всего мешает именно нежелание что-либо делать [8; 9].

Первое, что нужно сделать, если стрессовые ситуации стали повседневной нормой – пересмотреть свое отношение к жизни, на трезвую голову оценить свои способности и возможности, пересмотреть жизненные цели и установки. Часть целей, которых вы просто не в силах достичь, или же те, которые несущественно важны, можно совсем убрать из списка. Выбрать наиболее достойные – и делать все для их реализации. Так вы и силы сэкономите, и поставленной цели добьетесь. Так же нужно уметь заменять цели и действовать в соответствии с изменяющимися обстоятельствами – только гибкость ума поможет избежать лишних проблем.

Но научиться расставлять приоритеты – дело не простое. И хотя на это придется потратить много времени и сил – результат полностью себя оправдает – вы перестанете «распыляться» на большое количество ненужных дел, а будете выполнять только то, что действительно нужно. Появится время для отдыха, а с ним – новые впечатления и радость от жизни. Стрессу не останется никаких шансов.

Правильно оценивать свои возможности тоже не просто. Не просто и принимать верные решения в сложной ситуации. Уходить от решения проблемы – вообще недопустимо. Не знаете, как лучше поступить – поступайте так, как подсказывает вам разум и интуиция. Если что-то пойдет не так – не стесняйтесь и не бойтесь признать ошибку и попробовать заново. Во второй раз обязательно получится [10].

Если возникла сложная ситуация – нужно постараться посмотреть на нее с разных сторон, учесть различные точки зрения. Больше проблем и стрессовых ситуаций приносит не само событие, а то, как мы его воспринимаем, насколько глубоко переживаем и какие перспективы мысленно рисуем. Просто верьте в то, что если сделать несколько шагов для решения проблемы – она обязательно решится, и результат будет намного лучше, чем, если совсем ничего не предпринимать. А даже если что-то пойдет не по плану – нужно всегда быть готовым к неожиданностям и воспринимать их не как наказание за прошлые ошибки, а как данность. Если что-то должно произойти – оно произойдет, как бы мы мысленно этому не сопротивлялись. Более трезвый и рациональный подход всегда более предпочтителен, чем иллюзии – так будет проще принять результат и справиться со стрессом. Отсюда необходимость отключать богатое воображение, когда речь заходит о решении серьезных проблем. Результат может оказаться совсем иным, нежели нарисованная вами мысленная картинка, и тогда разница между желаемым и действительным станет причиной нового стресса.

Адекватно нужно оценивать не только себя и свои возможности, но и окружающих. Зачастую непонимания и стрессы происходят именно по причине того, что люди не хотят понимать причин поведения других.

Еще один способ борьбы со стрессами – во всем искать что-то положительное и воспринимать свои ошибки не как провалы, а как ценный опыт, который в дальнейшем позволит избежать подобной ситуации. И, наконец, нужно просто жить и радоваться жизни, ценить каждый ее момент, и радоваться тому, что имеем сегодня, не думая о возможных завтрашних потерях.

Список литературы

  1. Кибанов, А. Я. Этика деловых отношений [Текст]: учебник для студентов вузов: рек. М-вом образования и науки РФ / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова; М-во образования и науки РФ, Гос. ун-т управления. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 423 с.
  2. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463с.
  3. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С. 55 – 57.
  4. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  5. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом. В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза.2008. – С.43-45.
  6. Гимазова Н.Н., Игебаева Ф.А. Этические особенности деловых отношений мужчины и женщины. Инновационная наука. 2016. №3-4. - С. 158-160.
  7. Игебаева Ф.А. Руководитель и его роль в предупреждении конфликтов в организациях // Развитие современного общества России в условиях новой экономики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2012. – С. 39 – 42.
  8. Игебаева Ф.А. Здоровье населения как социально-демографическая категория. В сборнике: Актуальные вопросы социально-экономического развития современного общества в условиях реформ материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2011. с. 27-29.
  9. Назаров Т.З. К вопросу о социальной идентичности молодёжной среды: проблемы поликультурного взаимодействия. В сборнике: Национальная политика и традиционная народная культура Материалы международной научно-практической конференции. Редакционная коллегия: И. Г. Илишев, О. Н. Ижбульдина, Ю. Н. Дорожкин, И. В. Фролова. 2010. С. 368-373.
  10. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. с. 94-95.