Акпаров Аскарали Адамшаевич народный художник Узбекистана, академик академии художеств Узбекистана

№42-2,

Искусствоведение

В статье приводятся данные о жизни и деятельности мастера прикладного искусства из Намангана, Народного мастера Узбекистана Аскарбека Акбара (Акпарова Аскарали Адамшаевича). Когда 12 летний мальчик приехал к родственникам в Коканд, красота старинных зданий, будто поставленных памятниками вечности, таких, как Дахмаи-Шахан, дворец Худоярхана, Соборная мечеть и другие, заставили юношу онеметь от восторга. Подлинное желание красоты, искусства определило его будущее.

Похожие материалы

В статье приводятся данные о жизни и деятельности мастера прикладного искусства из Намангана, Народного мастера Узбекистана Аскарбека Акбара (Акпарова Аскарали Адамшаевича). Когда 12 летний мальчик приехал к родственникам в Коканд, красота старинных зданий, будто поставленных памятниками вечности, таких, как Дахмаи-Шахан, дворец Худоярхана, Соборная мечеть и другие, заставили юношу онеметь от восторга. Подлинное желание красоты, искусства определило его будущее.

Ферганская долина отличается умеренным климатом, добродушными людьми, развитым искусством и культурой. В этом краю достигли совершенства такие великие люди, как Ахмад Фергани, Асириддин Ахсикати, Махдуми Аъзам Косони, Мавлоно Лутфуллох, Захириддин Мухаммад Бабур, Боборахим Машраб, Исокхон Ибрат, Мулла Йулдош Хилвати, Нодим Намангани, Мухаммадшариф Суфизода, Набихон Чусти и другие.

Произведения таких видных представителей прикладного искусства, как Усто Алиназар Кори, Усто Саидмахмуд Норкузи, Усто Юсуфали Мусо, Мулло Киргиз Иброхим Огалик угли, Усто Лутфуллох Фозил, Кодиржон Хайдаров, Саидахмад Махмудов, Иброхимжон Комилов представлены в самых известных музеях мира и составляют славу узбекского искусства.

В настоящее время продолжателями признанных мастеров являются кокандский резчик по дереву Герой Узбекистана Абдугани Абдуллаев, Народный художник Узбекистана керамист Шарофиддин Юсупов, мастер прикладного искусства из Намангана Народный мастер Узбекистана Аскарбек Акбар (Акпаров Аскарали Адамшаевич), которые вносят достойный вклад в развитие современного прикладного искусства Узбекистана.

Предки Аскарбека, будучи просвещёнными людьми - имамами, мударрисами, - жили, следуя доктрине Бахоуддина Накшбанди: ”Дил Ба ёру- даст ба кор” (Пусть сердце будет в Боге, а руки – в работе), передавали и развивали искусство керамики из поколения в поколение, создавая династию керамистов. Образованные, знающие арабскую орфографию, письменность, во время притеснений со стороны советсткой власти его родители по воле судьбы оказались в горном Кыргызстане.

Будущий художник родился в 1951 году в селе Караван Ошской области Кыргызстана. Прекрасная местность, ограниченная с одной стороны горами Куксарай, с другой стороны – горами Бозпу, прозрачные горные потоки, сбегающие с гор, домашнее окружение, состоящее из полиглотов, знатоков исламской философии, поддержка верующих скромных родителей, общение с кыргызскими акынами, наизусть знающими эпосы “Манас”, ”Семетей”, ”Сейтек” – все это вместе способствовало становлению Аскарбека как творческой личности.

В 12 лет, когда он приехал к родственникам в Коканд, красота старинных зданий, будто поставленных памятниками вечности, таких, как Дахмаи-Шахан, дворец Худоярхана, Соборная мечеть и другие, заставили юношу онеметь от восторга. Подлинное желание красоты, искусства определило его будущее.

Изучив азы прикладного искусства у наманганского художника Жавлонбека Жамалова, в 1979 году поступил в художественное учебное заведение имени П.Бенькова. Там он изучал секреты прикладного искусства у Тахира Тахтахуджаева, Жалила Хакимова, основы станковой живописи у Стрельникова Юрия Ивановича, основы композиции у Ана Владимира Сергеевича, теорию искусства – у Апухтина Олега Константиновича. Все вышеупомянутые мастера были из числа знаменитых деятелей искусства.

Искусствовед Сотимхон Имомхуджаев пишет: “Здесь слово «студент» будет бесцветным. Аскарбек был подлинным учеником мастеров, завоевавшим их любовь и ставшим им соратником. По правде, неудивительно, что между студентом, слушающим лекции, и учеником, трудящимся под опекой мастера, знающим цену каждой работе, такая же разница, как между землей и небом”.

Окончив учебное заведение на «отлично", он получил направление в вуз для продолжения обучения. Однако, учитывая корни национальных традиций, он хорошо понимал необходимость прочного овладения выбранной областью и получения практических навыков мастерства. По этой причине он направился в Кокандскую художественно-производственную мастерскую, основанную мастерами изобразительного и прикладного искусства.

Деревянные и фарфоровые изделии.Дерево-гуаш,бронза.лак.Фарфор-каолин,полевой шпат, кварцовый песок, даламит, пурпур, люстра, надглазурь,золото

Деревянные и фарфоровые изделии.Дерево-гуаш,бронза.лак.Фарфор-каолин,полевой шпат, кварцовый песок, даламит, пурпур, люстра, надглазурь,золото

Как вспоминает Аскарбек Акбар: “Директор Кокандских художественно-производственных мастерских Рубинов Юрий Михайлович, будучи сам большим специалистом в искусстве резьбы по дереву, был истинным почитателем и знатоком народно-прикладного искусства. Завоевавшие всенародное признание мастера, Народные художники Узбекистана резчик по дереву Кодиржон Хайдаров, художник по росписи Саидахмад Махмудов, керамисты Иброхимжон Комилов и Шарофиддин Юсупов, чеканщик и гравер Лутфулло Фозилов, живописец, Заслуженный деятель культуры Узбекистана Турсунали Ахмадалиев в то время достигли расцвета своего творчества, я считал каждого из них своим наставником и не уставал спрашивать и учиться. На республиканских и международных выставках стали появляться и мои работы. В здоровой творческой атмосфере, руководствуясь указаниями наставников, в 1979 году по рекомендациям Народных художников Рахима Ахмедова, Мухиддина Рахимова, Кодиржона Хайдарова я в 28 лет был принят в Союз Художников СССР и стал самым молодым членом этого объединения.

В тот год я был избран председателем Художественного совета Ферганской долины, к счастью, никто из достойных и более соотвествующих, чем я, крупных деятелей искусства не спросил, почему этот молодой человек будет председателем, а не кто-то из нас. Это было чуждо душам, дружившим с искусством, наслаждавшимся творчеством. Коканд – особенное место, где искони почитается искусство, сила совершенства, воспитывается множество талантов. В моей памяти он останется как древний и прекрасный город, бывший мне наставником, сформировавший мое творчество...”

В целях усовершенствования теоретических знаний Аскарбек Акбар окончил Национальный институт художества и дизайна по направлению “Искусствоведение”. Под руководством крупных ученых Рафаиля Хадиевича Токташа, Ларисы Вячеславовны Шостко, Татьяны Николаевны Булкиной, Нигоры Рахимовны Ахмедовны он изучил теорию и историю искусства.

С 1976 года постоянно участвует в республиканских и международных выставках. Его произведения представлены на выставках в Индии (Дели), Швейцарии (Лугано), Монголии (Улан-Батор), на Кипре (Никосия), в Германии (Бонн), Армении (Ереван), Казахстане (Алма-Ата), России (Санкт-Петербург, Москва, Тула, Казань, Орёл, Йошкар ола, Тамбов и др.). Были организованы персональные выставки в выставочных залах Музея этнографии города Санкт-Петербурга и краеведческого музея города Вятка (Киров).

Крупные музеи Республики, такие как Государственный музей искусств Узбекистана, Литературный музей имени А.Навои, Музей истории народов Узбекистана, Музей прикладного искусства Узбекистана, Дирекция художественных выставок Узбекистана приняли его работы для экспонировния широкой массе зрителей.

Является автором художественных оформлений в традиционном стиле в более чем 60-ти общественных зданиях в Узбекистане и более 20-ти зарубежом, в частности, в резиденции ЦДУМ в городе Москве, здании Классического пансиона МГУ в Москве, здании Центра культуры города Нижнекамска в Татарстане, здании Центра национальных традиций города Мамадыш, административном здании ЦДУМ города Уфы Республики Башкортостан, гостиницы для иностранцев и других зданиях, вызывая у зрителей чувства восхищения и уважения к узбекскому национальному искусству.

Большая-Атня.Республика Татарстан. Гипс,маслянная краска, итальянское золото, фольга

Большая-Атня.Республика Татарстан. Гипс,маслянная краска, итальянское золото, фольга

Один из любимых видов искусства, создаваемого внутренним взглядом мастера во время бессонных ночей, является художественное оформление фарфоровых изделий. Разница между Аскарбеком и другими мастерами заключается в том, что он не работает, как другие, по готовой белой посуде, а выполняет все сам, начиная с выбора вида камня или песка (каолина, полевого шпата, кварцового песка, даламита, пигматита и других продуктов) до приведения их в форму и создания произведения искусства. Его сын Ахмаджан, обучающий студентов колледжа искусств, прекрасно овладел всеми этими процессами. Дочь, Наимахон, получившая образование на кафедре “Изобразительного искусства и инженерной графики” НамГУ, также овладевает ими. Тем самым, творческие традиции семьи Аскарбека продолжаются.

Аскарбек Акбар по природе сдержанный, спокойный и очень скромный человек. Он много читает, обладает отличной памятью, наблюдательностью и страстью к дискуссиям. Наряду с практическим творчеством он регулярно публикует описательные, критические, аналитические статьи в периодической печати. Является автором таких книг, как «Фарғона водийси архитектурасида амалий санъатнинг маънавий-эстетик аҳамияти» («Художественно-эстетическое значение прикладного искусства в архитектуре Ферганской долины»), ”Наманган мусаввирлари” (“Художники Намангана”), ”Наманган нақшу-нигорлари”, («Орнаменты Намангана»),”Гузаллик ва нафосат куйчиси” («Певец красоты и изящества»), множества каталогов. Хорошо разбирается в поэзии и неплохо играет на нескольких музыкальных инструментах.

В 1999-2014 годах в течение 15 лет работал на общественных началах председателем Наманганского областного Союза художников Академии Художеств Узбекистана. Он внес свой значительный вклад в организацию различных выставок профессиональных художников, персональных выставок, в организацию участия областных художников в республиканских и международных выставках. По его инициативе ежегодно в апреле месяце в области организуется неделя искусства, в ходе которой проводятся такие мероприятия, как выставки художников области, выставки работ студентов колледжа искусств и колледжа культуры, выставки работ учеников Учкурганского специального интерната искусств, выставки и научно-практические конференции совместно с НамГУ. При его руководстве объединение увеличилось с 16 до 42 членов, заняв достойное место в Республике по количеству и творческому потенциалу.

Аскарбек Акбар выпустил много высококвалифицированных учеников. С 2006 года ведет занятия по специальным дисциплинам на кафедре изобразительного искусства и инженерной графики в Наманганском государственном университете. Усиленно работает с одаренными студентами. Оказывает всестороннюю поддержку студентам, во внеучебное время проводит с ними беседы о теории и истории искусства, об изучении технологии того или иного искусства. Многие из его учеников являются победителями республиканских и областных конкурсов.

Эффективная творческая деятельность Аскарбека Акбара высоко оценена в нашей Республике и зарубежом. В 2000 году Указом Президента Узбекистана присвоено почетное звание «Народный художник Узбекистана». Также он был награжден дипломом Союза художников СССР, почетными грамотами ЮНЕСКО, ООН, Министерства культуры Узбекистана, Академии Художеств Узбекистана, Министерства культуры Республики Татарстан. В 2003 году был избран действительным членом Академии Художеств Узбекистана и удостоен ученого звания академика. В 2011 году награжден нагрудным почетным знаком “Мустақилликнинг 20 йиллиги”.

Своеобразие творчества Аскарбека Акбара заключается в следующем:

  1. однажды использованная композиция больше никогда не повторяется.
  2. владение искусством сложного композиционного решения, цветового сочетания и высоким исполнительским мастерством.
  3. хорошее знание технологии, широкое применение современных материалов при создании традиционного искусства.
  4. возможность достижения целостности при широком использовании в одном объекте таких хорошо изученных видов прикладного искусства, как резьба по ганчу, роспись, керамика, фарфор, резьба по дереву, миниатюра и каллиграфия.

Аскарбек, в отличие от многих своих коллег владеет несколькими видами прикладного искусства, в то время как даже один вид требует от мастера огромного напряжения всех сил. По этому поводу кандидат искусствоведческих наук Сотимхон Имомхуджаев пишет: “От крупного специалиста творческой профессии в области одного только вида искусства требуются непосильные для одного человека ответственность, терпение, мужество и большое мастерство. Аскарбек является единственным профессиональным деятелем искусства, взявшим на себя эту ношу нескольких видов искусства”.

Покойный отец завещал Аскарбеку оставить после себя имя хорошего человека. И мы не ошибемся, говоря, что Аскарбек вполне остается верен этому завещанию. Его произведения являются одой изяществу и красоте и будут жить вечно как памятник искусства, как памятник художника.