Художественная обработка кости — это один из старейших видов народного декоративного искусства. Мастерами исстари использовались для резных работ бивни мамонта и слона, моржовая кость, зуб кашалота и т. п. Каждый из этих благородных видов кости красив по своему: имеет легкий текстурный рисунок, красивый цвет с широким спектром оттенков, что придает изделиям необыкновенную теплоту и декоративность.
Очевидно, что современным резчикам приходится испытывать затруднения с поиском благородного материала для изготовления продукции, связанных с трудностью добычи ископаемой кости — бивней мамонтов, сложностью заготовки моржовых клыков и зубов кашалота, а соответственно и высокой стоимостью закупаемого сырья. Поэтому альтернативным дешевым и доступным материалом является так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота, которая обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается, в том числе поддается окраске, благодаря которой материал преображается в соответствии с задумкой мастера.
Под окрашиванием кости принято понимать процесс изменения естественного цвета кости. Владение технологическими основами окрашивания цевки способствует изготовлению эксклюзивных изделий на основе выразительности и своеобразия разнопланового декора.
С целью качественной окраски материала, изначально производится обезжиривание поверхности цевки посредством отваривания в растворе кальцинированной соды (7-15 г. соды на 1 литр воды) в течение 2-3 часов и последующим промыванием и высушиванием на решетке без резкой смены температур. В дальнейшем, при необходимости, можно осуществить отбеливание материала для устранения различных изъянов естественной окраски цевки: желтизны, пятен и подобных дефектов. Наиболее эффективным способом отбеливания является погружение заготовки в 30%-ный раствор перекиси водорода на сутки. Для отбеливания также можно использовать каустическую соду, негашеную известь и др. [1, с.137-139]
В художественной обработке кости выделяют три вида покрытия (тонирование, поверхностное и глубинное окрашивание), каждое из которых имеет свои технологические особенности и может применяться по замыслу мастера. Наряду с бесценным многовековым опытом косторезов по окрашиванию кости, в НИИ художественной промышленности были разработаны рецепты окрашивания животной кости с целью обогащения декоративных свойств и увеличения сферы применения.
Способы окраски кости | Краситель | Время окраски | Особенности окрашивания |
тонирование (подчеркивает глубину резьбы) | графитовый порошок | 3-5 минут | порошок втирается в гравировку изделия |
акварельные краски | изделие опускается в насыщенный раствор или краска наносится кисточкой, после полируется | ||
поверхностное окрашивание | анилиновый краситель | 3-7 часов | изделие опускают в крепкий настой красителя |
природный краситель (луковая шелуха, раствор чая) | 30-60 минут | природный краситель (1 часть) заливают кипятком (3 части) и настаивают в закрытой посуде. Для интенсивного цвета кость кипятят 30-40 минут | |
глубинное окрашивание | различные виды химических красителей: медный купорос, хромпик, аммиак и т. д. | 7-12 суток если подогреть процесс ускорится | изделие обматывают проволокой и полностью погружают в раствор химических красителей |
Анализ работ мастеров Холмогорского промысла резьбы по кости позволил выявить различные варианты применения окраски цевки при создании художественного образа изделий: сочетание цветных пластин и естественной окраски, цветная гравировка растительных изображений (цветы, веточки с бутонами, ягодные кустики), подкрашенный «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине и т. д. Подобные элементы создают определённый контраст с отбеленной или естественной молочно-кремовой цевкой и связывают их в единую композицию, дающую ощущение гармоничной согласованности образа изделия.



Посредством процентного смешения красителей и пигментов различных цветов, путем изменения концентрации растворов экспериментально можно получить разнообразные оттенки. [2] В связи с этим окрашивание цевки способствует расширению художественных возможностей обработки кости, предоставляет мастерам широкое поприще для реализации творческих задумок. Однако при использовании красящих веществ в работе следует помнить, что кость является натуральным природным материалом, который ценен своим отличием от всех других, поэтому окрашивание будет оправдано лишь в случаях, когда красителями подчеркивается своеобразность и натуральная текстура материала, а также художественная согласованность всех элементов изделия.