Технологические основы окрашивания кости

NovaInfo 57, с.456-461, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Искусствоведение
Просмотров за месяц: 26
CC BY-NC

Аннотация

В таком виде декоративного искусства как художественная обработка наиболее дешёвым и доступным материалом на сегодняшний день является цевка. Она обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается, в том числе легко поддается окраске. Окрашивание кости - изменение ее естественного цвета. И что бы мастер смог воплотить задумку и добиться нужного цвета, необходимо знать виды и технологию окрашивания, известные благодаря опыту косторезов.

Ключевые слова

ГЛУБИННОЕ ОКРАШИВАНИЕ, ПОВЕРХНОСТНОЕ ОКРАШИВАНИЕ, ТОНИРОВАНИЕ, ОБЕЗЖИРИВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА, ЦЕВКА, МАСТЕРА, ОБРАБОТКА КОСТИ, ОКРАШИВАНИЕ КОСТИ, КОСТЬ, ТЕХНОЛОГИЯ, КРАСИТЕЛИ, ПИГМЕНТЫ, ХОЛМОГОРЫ

Текст научной работы

Художественная обработка кости — это один из старейших видов народного декоративного искусства. Мастерами исстари использовались для резных работ бивни мамонта и слона, моржовая кость, зуб кашалота и т. п. Каждый из этих благородных видов кости красив по своему: имеет легкий текстурный рисунок, красивый цвет с широким спектром оттенков, что придает изделиям необыкновенную теплоту и декоративность.

Очевидно, что современным резчикам приходится испытывать затруднения с поиском благородного материала для изготовления продукции, связанных с трудностью добычи ископаемой кости — бивней мамонтов, сложностью заготовки моржовых клыков и зубов кашалота, а соответственно и высокой стоимостью закупаемого сырья. Поэтому альтернативным дешевым и доступным материалом является так называемая цевка — трубчатая кость крупного рогатого скота, которая обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается, в том числе поддается окраске, благодаря которой материал преображается в соответствии с задумкой мастера.

Под окрашиванием кости принято понимать процесс изменения естественного цвета кости. Владение технологическими основами окрашивания цевки способствует изготовлению эксклюзивных изделий на основе выразительности и своеобразия разнопланового декора.

С целью качественной окраски материала, изначально производится обезжиривание поверхности цевки посредством отваривания в растворе кальцинированной соды (7-15 г. соды на 1 литр воды) в течение 2-3 часов и последующим промыванием и высушиванием на решетке без резкой смены температур. В дальнейшем, при необходимости, можно осуществить отбеливание материала для устранения различных изъянов естественной окраски цевки: желтизны, пятен и подобных дефектов. Наиболее эффективным способом отбеливания является погружение заготовки в 30%-ный раствор перекиси водорода на сутки. Для отбеливания также можно использовать каустическую соду, негашеную известь и др. [1, с.137-139]

В художественной обработке кости выделяют три вида покрытия (тонирование, поверхностное и глубинное окрашивание), каждое из которых имеет свои технологические особенности и может применяться по замыслу мастера. Наряду с бесценным многовековым опытом косторезов по окрашиванию кости, в НИИ художественной промышленности были разработаны рецепты окрашивания животной кости с целью обогащения декоративных свойств и увеличения сферы применения.

Таблица 1. Способы окраски кости

Способы окраски кости

Краситель

Время окраски

Особенности окрашивания

тонирование

(подчеркивает глубину резьбы)

графитовый порошок

3-5 минут

порошок втирается в гравировку изделия

акварельные краски

изделие опускается в насыщенный раствор или краска наносится кисточкой, после полируется

поверхностное окрашивание

анилиновый краситель

3-7 часов

изделие опускают в крепкий настой красителя

природный краситель (луковая шелуха, раствор чая)

30-60 минут

природный краситель (1 часть) заливают кипятком (3 части) и настаивают в закрытой посуде. Для интенсивного цвета кость кипятят 30-40 минут

глубинное окрашивание

различные виды химических красителей: медный купорос, хромпик, аммиак и т. д.

7-12 суток

если подогреть процесс ускорится

изделие обматывают проволокой и полностью погружают в раствор химических красителей

Анализ работ мастеров Холмогорского промысла резьбы по кости позволил выявить различные варианты применения окраски цевки при создании художественного образа изделий: сочетание цветных пластин и естественной окраски, цветная гравировка растительных изображений (цветы, веточки с бутонами, ягодные кустики), подкрашенный «глазковый» орнамент в виде концентрических кругов с точкой-глазком посередине и т. д. Подобные элементы создают определённый контраст с отбеленной или естественной молочно-кремовой цевкой и связывают их в единую композицию, дающую ощущение гармоничной согласованности образа изделия.

Ларец-теремок. Кость, дерево. Резьба, гравировка. XVIII век. Холмогоры
Рисунок 1. Ларец-теремок. Кость, дерево. Резьба, гравировка. XVIII век. Холмогоры
Ларчик-подголовник. Дерево, кость, бумага. Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска. Архангельская губерния. XVIII век.
Рисунок 2. Ларчик-подголовник. Дерево, кость, бумага. Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска. Архангельская губерния. XVIII век
Шкатулка. Кость, дерево.  Резьба, гравировка, окраска. Архангельской губерния. XVIII век.
Рисунок 3. Шкатулка. Кость, дерево. Резьба, гравировка, окраска. Архангельской губерния. XVIII век

Посредством процентного смешения красителей и пигментов различных цветов, путем изменения концентрации растворов экспериментально можно получить разнообразные оттенки. [2] В связи с этим окрашивание цевки способствует расширению художественных возможностей обработки кости, предоставляет мастерам широкое поприще для реализации творческих задумок. Однако при использовании красящих веществ в работе следует помнить, что кость является натуральным природным материалом, который ценен своим отличием от всех других, поэтому окрашивание будет оправдано лишь в случаях, когда красителями подчеркивается своеобразность и натуральная текстура материала, а также художественная согласованность всех элементов изделия.

Читайте также

Список литературы

  1. А.А.Абросимова. Н.И.Каплан. Т.Б.Митлянская. «Художественная резьба по дереву, кости и рогу», учебное пособие для проф-тех. училищ. - М.: Высшая школа, 1984. - 159 с.: ил.
  2. http://rezchiku.ru/ (18.12.16)

Цитировать

Волкова, Ю.А. Технологические основы окрашивания кости / Ю.А. Волкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 456-461. — URL: https://novainfo.ru/article/9761 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться