Психология восприятия цвета человеком

NovaInfo 57, с.534-540, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Искусствоведение
Просмотров за месяц: 484
CC BY-NC

Аннотация

Цвет несет в себе информацию об окружающем нас мире, а так же влияет на настроение человека, его поступки и решения. Он может вызывать некоторые ассоциации или же воздействовать на мозг человека, заставляя его чувствовать соответствующие эмоции и совершать определённые действия.

Ключевые слова

КОЛОРИСТИКА, ЦВЕТОВЕДЕНЬЕ, ДИАПАЗОН ВОЛНЫ, ОЩУЩЕНИЯ, ЧЕЛОВЕК, СЕНСОРНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЭМОЦИИ, ПСИХОЛОГИЯ, ЦВЕТ, ВОСПРИЯТИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ

Текст научной работы

Все материальные объекты в окружающем нас мире имею свои характеристики, одной из которых является их цвет. Он несет в себе информацию, необходимую для коммуникации и воспринимается как сенсорное впечатление. Однако, это восприятие субъективно, так как формируется только в мозгу смотрящего. Ощущение цвета создается при условии преобладания в цвете волн определенной длины. Например, если трава зеленая. Это значит, что из всего диапазона волн она отражает волны зеленой части спектра, а остальные поглощает. Если интенсивность всех волн одинаковая, то цвет воспринимается как белый или серый. Не излучающий волн — черный.

Цветоведенье (колористика) — наука о цвете, изучающая его природу, характеристики, смешивание, гармонию, культуру, восприятие человеком и т. д. Первый кто создал систему цветов был Леонардо Да Винчи, он выделил 6 основных цветов: белый, черный, желтый, красны, синий, зеленый. Один из аспектов колористики — изучение психологического восприятия цвета человеком. Почему красный значит «стоп», а зеленый «идите». Цвет воздействует на физиологию и психологию человека, поэтому с его помощью можно вызвать ту или иную эмоцию. Так «стоп» красного цвета оказывает стимулирующее воздействие на мозг, так как имеет наибольшую длину волны, что требует большего количества энергии. С зеленым или синим же наоборот. Мягкие, пастельные цвета вызывают ощущение спокойствия, когда яркие раздражают.

Восприятие цвета может часто меняться в зависимости от психофизиологического состояния человека. Например, уменьшатся, если наблюдатель устал, или наоборот увеличиваться в случае опасности. В таблице ниже приведены краткое описание цветовых ассоциации и то, как цвет может воздействовать на человека.

Схема эмоционального восприятия цветовых оттенков
Рисунок 1. Схема эмоционального восприятия цветовых оттенков
Таблица 1. Цветовые ассоциации, восприятие цвета

Цвет

Ассоциации

Воздействие

Белый

Чистота, невинность, нейтральность, легкость.

Увеличивает пространство, при использовании на большой площади создает ощущение стерильности.

Черный

Тайна, анонимность, глубина, траур.

Передает глубину, может действовать депрессивно.

Желтый

Приветливость, веселость, энергия.

Способствует решению задач и проблем, стимулирует мозг.

Красный

Энергия, скорость, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война.

Улучшает настроение, возбуждает, лидерство.

Синий, голубой

Лед, море, небо, депрессия, верность, мир, спокойствие, устойчивость, чистота, безопасность, истина.

Прохлада, снимает воспаления, уменьшает уровень тревожности, при слишком долгом воздействии возникают утомление и усталость.

Зеленый

Природа, здоровье, умиротворение, зависть, неудача.

Успокаивает нервную систему, снижает усталость, концентрирует внимание.

Оранжевый

Тепло, уверенность, свет.

Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при длительном восприятии оранжевого может появиться утомление.

Коричневый

Земля, очаг, устойчивость.

Создает атмосферу уюта и безопасности, располагает к коммуникации.

Стоит учесть, что в культуре разных народов эмоциональное и прикладное восприятия цвета очень различно, и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии. Отсюда различие восприятия, например, белого и чёрного цветов (траур или радость — в зависимости от культуры, религии).

Цвет так же очень важен в интерьере. Как, например, красный хорошо подойдет столовой, так как повышает аппетит, а в кабинете с преобладанием голубых тонов будет лучше сосредотачиваться внимание.

Наиболее подходящие цвета для разных комнат
Рисунок 2. Наиболее подходящие цвета для разных комнат

Так же цвета зрительно могут изменять восприятие поверхностей интерьера. В маленьких комнатах стены рекомендуется делать светлых тонов, для того что бы зрительно увеличить ее. Яркие же или темные цвета в таком случае будут давить на человека, их рациональнее использовать в больших помещениях или для выделения отдельных функциональных зон.

А вот светлый пол, вне зависимости от комнаты будет создавать эффект меньшей устойчивости и надежности, чем темный.

В таблице ниже разобрано эмоциональное восприятие отдельных цветов плоскостей комнаты.

Таблица 2. Эмоциональное восприятие цвета в интерьере

Цвета

Поверхности

Потолок

Стены

Пол

Бежевый, розовый, светло-желтый

Возбуждают

Создают ощущение тепла, зрительно сужают пространство

Вызывают чувство зыбкости, хрупкости, ненадежности

Красный, коричневый, желто-зеленый

Угнетают, вызывают чувство одиночества

Сужают пространство

Вызывают чувство устойчивости, безопасности

Голубой, светло-зеленый, светло-серый

Создают ощущение света, высоты

Простор, прохлада

Тревога, неуверенность, выглядят скользкими, неустойчивыми

Серый, синий, темно-зеленый

Удручают

Вызывают чувство отчуждения, охлаждают эмоции

Создают ощущение прохлады и устойчивости

Знания о восприятии цветов активно используются в маркетинге и рекламе. При создании логотипа для того или иного товара необходимо, прежде всего, заинтересовать будущего клиента. Кроме того, дизайнер должен точно определить какие эмоции вызовет у человека разработанное им изображение. Например, если мы создаем логотип кукол для девочек, то непременно выигрышным вариантом будет розовый цвет, поскольку он сочетает в себе сладость и сказочность. Или же идея логотипа для закусочной — неплохим цветовым вариантом будет желтый, так как он несет в себе веселье и дружелюбие. Такое место будет веять уютом и теплом, и, несомненно, обеспечит большой поток клиентов.

Влияние цвета на человека в маркетинге и рекламе
Рисунок 3. Влияние цвета на человека в маркетинге и рекламе

Таким образом, мы можем сделать вывод, что цвета не только делают жизнь ярче, но и воздействуют на наши мысли и поступки, определяя наше настроение. Знания о восприятии цветов можно рационально использовать маркетинге, дизайне, психологии (для определения типа человека). Исходя из вышеизложенного, подведем итог — у цветов есть своя система, которая была осознанно замечена человеком множество столетий назад. Вследствие чего сложилась целая наука о цвете. Человек с младенческого возраста учится цветовосприятию, которое в дальнейшем зависит от личностных характеристик индивида. Немаловажную роль в восприятии цвета играет культура, а также многие другие факторы.

Читайте также

Цитировать

Волкова, Ю.А. Психология восприятия цвета человеком / Ю.А. Волкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 534-540. — URL: https://novainfo.ru/article/9819 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться