Культура речи менеджера

№42-2,

Социологические науки

В статье основное внимание уделяется культуре речи менеджера. Особый акцент делается на необходимость современному специалисту в совершенстве владеть навыками культуры речи в профессиональном общении.

Похожие материалы

О роли общения в жизни людей восторженно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Однако для современного человека вообще, и руководителя, в частности, общение не столько роскошь, сколько постоянная жизненно и профессионально необходимая потребность. От эффективного делового общения во многом зависят успех, служебное продвижение и в целом карьера менеджера [1, с.92].

Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника. Поэтому для менеджера, одной из обязанностей которого является воспитательное воздействие на людей, культура речи приобретает особое значение.

Обычно выделяют 3 компонента профессиональной речи:

  • нормативный – речевая правильность;
  • коммуникативный – возможность понимания речи собеседником;
  • этический – уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

К сожалению, должностное положение руководителя дает ему возможность не утруждать себя необходимостью наделять речь убеждающей функцией. Дефицит времени, и низкий уровень культуры побуждают такого руководителя обходиться и довольствоваться грубостью. Уверенность в том, что независимо от содержания и формы высказывания подчиненные обязаны выслушать начальника, позволяет ему не заботиться об эстетике выражения, создает у него представление о вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, и, неизбежно оборачивается неуважением подчиненных, низким авторитетом [2, с. 184].

Культура речи – это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека. Чтобы хорошо писать или говорить надо, прежде всего, правильно думать и поступать. Запутанность выражений говорит о запутанности мыслей, о нечеткости взглядов и убеждений. Отсутствие культуры речи свидетельствуют о недостаточности общей культуры, знаний, начитанности и отрицательно сказываются как на авторитете сотрудника органов, так и на эффективности его воспитательной деятельности.

Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее уместное и подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:

  • Содержательность.
  • Логичность.
  • Доказательность.
  • Убедительность.
  • Ясность.
  • Понятность.
  • Чистота речи.

Огромное значение имеют тон и интонация разговора. В известной степени тон говорит о воспитанности или невоспитанности собеседника, поскольку одно и то же слово или фраза могут оказать совершенное различное действие, в зависимости от того, как они произносятся.

Правильный тон разговора – залог его успеха. Тон – это средство эмоционального и волевого воздействия на собеседника: он может оскорбить, уязвить, побудить собеседника замкнуться, но он же может создать атмосферу доверия, взаимной симпатии, вызвать у собеседника чувство уважения, желание открыться, понять и принять ваши доводы [3, с.149].

Обязательным условием высокой речевой культуры является умение держать себя в руках, не раздражаться, не допускать грубых или обидных выражений. Менеджер должен уметь выражать любую мысль вежливо, не обижая и не оскорбляя собеседника. Одним единственным словом мы можем причинить себе и другим огромное зло, которое очень часто неисправимо.

Для менеджера является обязательным умение терпеливо и внимательно слушать собеседника, вникнуть в его мысли и чувства, понять их, даже в том случае, если содержание разговора не представляет прямого интереса. Он должен также уметь промолчать, если ответные доводы могут разжечь страсти и побудить собеседника к грубости. Кроме того, он всегда должен помнить, что молчание – это очень выразительный речевой прием, это самый действенный ответ на грубость, на доводы, продиктованные недостойными мотивами: корыстолюбием, подлостью, завистью, и т.п.[4, с.95].

Руководителем не должны допускаться даже единичные случаи, когда под видом требовательности осуществляется жесткий приказной стиль, когда игнорируются инициатива коллектива или отдельного человека. Кемаль Ататюрк когда-то заметил: «И лучшие люди иногда попадают в худшие ситуации». Помня это, руководитель не должен ущемлять достоинства других людей, в какие бы ситуации они не попадали. Критиковать следует только проступок, а не самого человека. При этом приложить усилия к тому, чтобы никогда не критиковать в присутствии других людей. И никогда не стоит демонстрировать при других предпочтение кого-то из своих коллег [5, с.61].

В заключение отметим, что овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [6, с. 53-54].

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности её проявления в деятельности менеджера //Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК» 2010. – С.92 – 95.
  2. Имидж менеджера Автор: О. М. Володько Издательство: Амалфея, 2009. – 312 с.
  3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов.- 3-е изд., изм. и доп. – М., 2007. – 268с.
  4. Колтунова М.В.Учеб. пособие для вузов. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 271 с.
  5. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – С.60 – 62.
  6. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 – С.53 – 55.