О формировании имиджа делового человека

NovaInfo 53, с.319-322, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена формированию имиджа делового человека. При контактах правильно подобранный и реализованный имидж помогает создать благоприятное первое впечатление, вызвать уважение и доверие деловых партнеров.

Ключевые слова

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ИМИДЖ, ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК

Текст научной работы

Сегодня высокая конкуренция на рынке труда требует от работника быть не только высококвалифицированным специалистом, но и создавать свой собственный привлекательный имидж. Английское слово «image» переводится как «образ, отражение». Каждый человек вызывает в восприятии окружающих определенный образ, или индивидуальный имидж. Но имидж является также и социальным явлением. В любом обществе всегда существует совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного социального статуса или профессии – учитель, врач, бизнесмен, политик, чиновник. В таком случае речь идет о социальном и профессиональном имидже. Мы говорим: «Это работает на ваш имидж», «Подумайте о своем имидже» и даже: «Вам надо изменить имидж» – если впечатление о человеке не соответствует ожидаемому, учитывая его профессию или положение в обществе. Хорошие актеры и политики тщательно продумывают свой имидж. Ведь от того, импонирует ли он публике, зависит их популярность [1; 3].

Представление о деловом человеке складывается из производимого им внешнего впечатления и оценки его деловых качеств.

На впечатление, которое производит человек, влияют его внешний вид, речь, манеры, окружающие его люди и вещи.

Внешний вид делового человека имеет немаловажное значение. Внешний облик – это символ, без слов говорящий окружающим о занимаемой ступени общественной лестницы, о предполагаемой профессиональной принадлежности, характере, темпераменте, финансовых возможностях, о семейном положении и многом другом. От производимого впечатления в значительной мере зависит и отношение к деловому партнеру. Как показали исследования, наиболее благоприятное впечатление производят люди спортивного телосложения, среднего или выше среднего роста. При этом люди слишком полные в нашей стране воспринимаются лучше, они кажутся более надежными партнерами, чем чрезмерно худые. Для того чтобы производить хорошее впечатление, деловой человек должен обладать прямой осанкой, уверенной и свободной походкой. Цвета классической деловой одежды имеют определенную гамму: все оттенки коричневого, бежевого, серого цвета, темно-синий или светло-синий, белый, в исключительных случаях – черный цвет. Установлено, что цвета одежды, их сочетание, форма линий (прямые, жесткие, волнистые, диагональные) и даже фактура тканей оказывают подсознательное влияние на эмоциональную оценку внешнего облика. Для деловой одежды рекомендуется прямой силуэт. Чем больше силуэт отличается от прямого (расширяющийся), тем ниже для окружающих социальный статус владельца костюма. В костюме делового человека предполагаются опрятность, хорошее качество материала и исполнения, соответствие деловому стилю, основные черты которого – строгость, удобство, практичность [2; 4].

Прическа должна быть не только аккуратной, но и красивой, свидетельствовать об интересе ее владельца к своей внешности. Деловые люди ходят в удобной обуви, женщины – на каблуках средней высоты. Макияж подчеркивает достоинства внешности и при этом не бросается в глаза. Модная дешевая бижутерия в деловом мире неприемлема. Предпочтительны скромные украшения из драгоценных металлов. Кольцо – с небольшим камнем, не привлекающее внимание.

Окружающие человека люди и вещи не случайны, и их выбор порой больше, чем сам человек, говорит о его жизненных симпатиях, установках, отношении к окружающим и к себе. Если вы хотите произвести впечатление солидного, уважающего себя человека, ваши кошелек, портфель, записная книжка, ручка, зонт, а также смартфон, ноутбук и т. п. должны быть отличного качества. Предметы, которые окружают человека, являются как бы его продолжением и слагаемыми имиджа. Для хозяина кабинета эгопротяженными будут и его кресло, и стол, и вся обстановка [5; 6].

Впечатление, которое вы произведете на людей, зависит от дизайна офиса, где работаете, здания, где находится офис, и даже района города, в котором находится это здание.

Речь делового человека производит благоприятное впечатление, если он не только умеет ясно и последовательно выражать свои мысли, не испытывает затруднений в выборе слов, но и произносит слова правильно, достаточно громко и отчетливо, с естественной интонацией, имеет голос приятного тембра и высоты.

Манеры делового человека – это манеры человека воспитанного, соблюдающего правила культуры поведения и делового этикета. Импонирует уверенность без самоуверенности и развязности. Суетливость и нервозность противопоказаны [7; 9].

Человек производит благоприятное впечатление, выглядит гармонично и естественно, если его манера поведения, отражающая, как известно, характер, темперамент, воспитание, соответствует его манере одеваться и всему внешнему облику. В этом случае говорят об определенном стиле, характеризующем человека.

Зная особенности своего характера и темперамента, женщина всегда может найти именно тот стиль, который наилучшим образом выразит ее индивидуальность: консервативный, классический, экстравагантный, эротический, спортивно-непринужденный, загадочный, пассивно-женственный. Не все названные женские стили равно приемлемы в деловом общении. Например, носительницы экстравагантного и эротического стилей могут восприниматься как люди несерьезные, не заслуживающие доверия. Классический и консервативный стили более уместны в системе деловых отношений. Как же быть обладательницам других стилей? Выбирать область деятельности, наиболее соответствующую не только способностям и образованию, но и характеру, темпераменту, манере поведения. Мир деловых отношений разнообразен. При желании в нем можно найти себе место, соответствуя при этом оптимальному для данной профессии имиджу [8; 10].

Привлекательность имиджа человека и его успех в деловом мире во многом зависят от того, обладает ли он определенными положительными качествами, такими как честность, порядочность, компетентность, организованность, обязательность (верность слову, пунктуальность), самообладание, предприимчивость, ответственность, широта и быстрота мышления, воспитанность, коммуникабельность, доброжелательность, интеллигентность. Все они одинаково важны и значимы [11].

Трудно производить впечатление доброжелательного, уверенного в себе человека и не быть таковым на самом деле. Совершенствование имиджа означает, прежде всего, самосовершенствование. Дисгармония между внутренним и внешним миром всегда ощущается и оставляет неприятное впечатление фальши. Гармония же, наоборот, располагает к человеку, вызывает доверие к нему. Чтобы найти свой имидж в деловом мире, нужно обладать развитым вкусом и желанием быть приятным и полезным людям.

Читайте также

Список литературы

  1. Аверченко Л.К. Практическая имиджелогия: Учебное пособие. – Новосибирск: СибАГС, 2007.
  2. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека /И.В.Алехина – М.: ЭЭН, 2006.
  3. Игебаева Ф.А. Имидж деловой женщины. /Проблемы социально-экономической устойчивости региона: сб. ст. VI Международной научно-практической конференции. Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. – С.49 – 51.
  4. Игебаева Ф.А. Профессиональная самореализация в свете гендерных отношений. В сборнике: Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. Цент прикладных научных исследований. Москва, 2010, С.117-120
  5. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах. 2013. С. 170-173.
  6. Игебаева Ф.А. «Самопрезентация» в деловом общении. В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С.38-40.за 2007. С.120-122.
  7. Игебаева Ф.А. Имидж как оценочное отношение. В сборнике: Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami - 2014 Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 70-72.
  8. Игебаева Ф.А. Профессиональная самореализация в свете гендерных отношений. В сборнике: Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. Цент прикладных научных исследований. Москва, 2010, С.117-120.
  9. Игебаева Ф.А. Профессиональная карьера женщин на фоне «гендерного неравенства» В сборнике: Бъдищите изследования - 2014. Материали за X международна научна практична конференция. 2014. С. 57-60.
  10. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.
  11. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М.: Ось-89, 2004. – 512 с.

Цитировать

Юсупова, А.И. О формировании имиджа делового человека / А.И. Юсупова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 53. — С. 319-322. — URL: https://novainfo.ru/article/8304 (дата обращения: 04.02.2023).

Поделиться