Заболеваемость студентов вуза Прибайкалья по данным углубленного медицинского осмотра

NovaInfo 42, с.183-188, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Приводятся результаты углубленного медицинского осмотра студентов технического вуза Иркутской области. Дается описание динамики заболеваемости студентов по классам болезней с 2007 по 2013 гг. Вскрываются причины роста тех или иных заболеваний. Приведенные исследования используются для комплектования групп для занятий физической культурой.

Ключевые слова

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СТУДЕНТЫ ВУЗА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, СТРУКТУРА

Текст научной работы

Введение

Уровень здоровья и физическое развитие — одно из важнейших условий качества рабочей силы [1-4]. Неудовлетворительное состояние здоровья и физической подготовленности населения [5,6], связаны не только с ухудшением социально-экономических условий жизни, с воздействием биологических факторов, экологической среды, но и с недооценкой в обществе оздоровительной роли физической культуры и спорта[7-9], с отсутствием должной физкультурной образованности, с низким уровнем знаний по основам теории и методики физических упражнений, оздоровительной работы, направленных на формирование физической культуры личности, на сохранение и укрепление их здоровья [10, 11].

В настоящее время показатели здоровья детей, подростков и молодёжи свидетельствуют о том, что число больных школьников с первого по выпускной класс увеличивается более чем в пять раз; 70–80% выпускников школ имеют хронические заболевания, что ограничивает выбор ими профессии, службу в армии, создание здоровой семьи, рождение здорового ребенка. Инвалидность детского населения за последнее пятилетие возросла более чем в 4 раза. К сожалению, таков уровень здоровья подрастающего поколения в России [12-14].

Цель работы — дать характеристику заболеваемости студентов технического вуза Прибайкалья по данным углубленного медицинского осмотра.

Результаты исследования

Структура заболеваемости студентов вуза по классам болезней за 2007,2010 и 2013 год приведена в таблице 1.

Таблица 1. Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2007, 2010 и 2013 годах (% к числу всех болезней)

Наименование классов и отдельных болезней

2007 год

2010 год

2013 год

%

%

%

Болезни системы кровообращения

206

8,7

110

5,7

21

1,9

Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ

552

23,4

395

20,4

224

19,2

Болезни нервной системы

252

10,7

187

9,7

221

18,9

Болезни глаза

303

12,9

299

15,4

198

16,9

Болезни уха

4

0.3

Болезни органов дыхания

119

5,1

105

5,4

81

6.9

Болезни органов пищеварения

141

6

111

5,7

61

5,3

Болезни кожи и подкожной клетчатки

18

0,8

16

0,8

26

2.3

Болезни костно-мышечной системы

462

19,7

403

20,8

203

17,4

Болезни мочеполовой системы

266

11,3

279

14,4

121

10,4

Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин

31

1,3

31

1,6

10

0,9

Итого:

2350

1936

1170

Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2007 году</strong>
Рисунок 1. Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2007 году

Из таблицы 1 и рисунка 1 видно, что в 2007 году в структуре распределения студентов университета среди различных видов болезней на первое место вышли заболевания эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ (увеличение щитовидной железы, дефицит массы тела и ожирение) — 23,4%. Второе место заняли болезни костно-мышечной системы -19,7%, а на третьем месте — болезни глаза (12,9%).

В 2010 году (рис. 2) болезни опорно-двигательного аппарата вышли на первое место (20,8%) в структуре заболеваемости студенческой молодежи, при этом число их случаев увеличились на 1,1%, по сравнению с 2007 годом. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ по удельному весу в структуре болезней заняли второе место — 20,4%. Болезни глаз, по-прежнему, остались на 3 месте — 15,4%, с ростом на 2,5%, по сравнению с 2007 г.

Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2010 году</strong>
Рисунок 2. Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2010 году

В 2013 году болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ вновь вышли на первое место (19,2%) в структуре болезней студентов вуза, однако число случаев их регистрации уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 4,2%.

Впервые за весь период наблюдения (2007-2013гг.) выявлено значительное количество болезней нервной системы, которые занимают второе место (18,8%) у студентов в структуре болезней в 2013 год. Болезни опорно-двигательного аппарата, которые включают в основном сколиозы различной степени и плоскостопие, по-прежнему, занимают лидирующее место в структуре болезней, однако, ввиду снижения их числа, они переместились на третье место — 17,4%.Обращает на себя внимание уменьшение к 2013 году числа некоторых заболеваний (рис. 3). Так, отмечено значительное снижение удельного веса болезней системы кровообращения с 8,7 (2007) до 1,9 (2013)%, — в 4,6 раза. Кроме того, установлено незначительное снижение числа случаев болезней органов пищеварения (с 6,0 до 5,3%), мочеполовой системы (с 11,3 до 10,4%), а также травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних экстремальных причин (с 1,3 до 0,9%).

Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2013 году</strong>
Рисунок 3. Структура распределения студентов с различными группами заболеваний в 2013 году

Таким образом, как следует из результатов углубленного медицинского осмотра студентов технического вуза, выявляется негативная тенденция ухудшения их здоровья, о чем свидетельствует уменьшение числа обучающихся в вузе, отнесенных к 1-ой функциональной группе здоровья и увеличение количества студентов в 3-ей и 4-ой группах. Немаловажным фактором ухудшения здоровья студенческой молодежи является интенсификация учебного процесса и связанные с ней стрессовые воздействия, нарушение режима питания, учебного труда, социально-негативные проявления на фоне значительной гиподинамии и др.

В этой связи необходимо усиление педагогической направленности учебных занятий по их физическому воспитанию на кафедре физической культуры, так и организации оздоровительно-восстановительных мероприятий (центр здоровьесберегающих технологий), с целью повышения качества жизни студентов и эффективности их обучения в университете.

Выводы

  1. Среди студентов Иркутского национального исследовательского технического университета выявляются различные заболевания, отнесенные к основным классам болезней (сердечнососудистые и заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательной и нервной системы, заболевания глаз);
  2. В динамике наблюдения по годам (2007-2013 гг.) отмечается различный уровень распространения того или иного заболевания;
  3. Необходимо усиление педагогической направленности учебных занятий по их физическому воспитанию на кафедре физической культуры, так и организации оздоровительно-восстановительных мероприятий, с целью повышения качества жизни студентов и эффективности их обучения в вузе.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А.Амбарцумян, М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Брегель Л.В. Cостояние здоровья детского населения в Иркутской области / Л.В.Брегель, Б.В. Городиский, Л.В.Забродина, М.М. Колокольцев, Л.И.Колесникова, В.С.Мериакри, В.М.Поляков, Н.В.Протопопова, А.А. Ремарчук, Е.О.Старшинова, В.М. Селиверстов; Изд-во: Иркутский государственный университет, 1991, Иркутск. - 64 с.
  3. Колокольцев М.М. Физическое развитие студентов. Антропометрическая и соматотипологическая характеристика учащейся молодежи юношеского возраста Прибайкалья / Монография / М.М. Колокольцев; Иркутский государственный технический университет. Saarbrucken, 2011. – c.84.
  4. Колокольцев М.М. Некоторые показатели физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М.Лумпова, В.Ю. Лебединский // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2011. № 4-1. С. 225-229
  5. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  6. Колокольцев М.М. Конституциональная типология организмастудентов Прибайкалья (сообщение 1) / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник ИрГТУ 2013, №7(78). – С.268-273.
  7. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / Колокольцев М.М., Лумпова О.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  8. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник ИрГТУ 2014, №1 (84). – С.210-215.
  9. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / Колокольцев М.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 287-292.
  10. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С.Маслова и др.– Иркутск: изд–во ИрГТУ, 2008–268с.
  11. Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Валеология. 2011. № 2. – С. 67-72.
  12. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. – С. 320-324.
  13. Шпорин Э.Г. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. «Кафедра – Центр - Факультет. Посвящается 80-летию ИрГТУ. История кафедры физической культуры. – Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт». 2010 :168.
  14. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.

Цитировать

Бархатова, Л.В. Заболеваемость студентов вуза Прибайкалья по данным углубленного медицинского осмотра / Л.В. Бархатова, Л.Ф. Наталевич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 183-188. — URL: https://novainfo.ru/article/4815 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться