Распределения студентов технического вуза по группам здоровья для занятий физической культурой

№42-2,

Педагогические науки

Представлены материалы углубленного медицинского осмотра студентов технического вуза за 2007-2013 гг. Дается анализ динамики распределения студентов на функциональные группы здоровья для занятий физической культурой в вузе. Раскрываются причины увеличения количества студентов, имеющих отклонения в функциональном здоровье.

Похожие материалы

Введение

В эпоху научно-технического прогресса все больше возрастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов в вузах [1-5]. Уровень качества их подготовки определяется не только состоянием педагогического процесса по различным дисциплинам, но и состоянием здоровья и работоспособности студенческой молодежи, что, в конечном счете, влияет на успешное развитие науки и техники, прогресс культурной и общественной жизни в России [6, 7]. При этом основными критериями эффективности здоровьесберегающих технологий в вузе является состояние здоровья обучающихся [8, 9].

Именно в техническом вузе чаще, чем у студентов другого профиля, встречаются случаи повышения артериального давления и возникновение различных соматических болезней, которые приводят к потере временной, либо стойкой (академический отпуск) утрате трудоспособности [10-14].

Сведения о заболеваемости будущих инженеров в литературе не многочисленны. Имеющиеся единичные работы, посвященные изучению состояния здоровья студентов технических вузов ограничивались либо изучением только отдельных показателей заболеваемости, либо их сравнительной характеристикой с другими вузами. Все перечисленное диктует необходимость дифференцированного изучения состояния здоровья и социально-гигиенических условий обучения и быта студентов с учетом профиля вуза для конкретного региона. Интенсификация обучения студентов технических вузов в неблагоприятных социально-экономических условиях является одним из важнейших отрицательных факторов, определяющих здоровье и работоспособность будущего инженерно-технического звена промышленности.

Цель работы – изучить динамику распредление студентов технического вуза по медицинским группам здоровья для занятий физической культурой.

Материал и методы исследования

Проанализированы данные медицинского осмотра 19489 студентов Иркутского национального технического университета с 2007 по 2013 годы. На основании приказа МЗ РФ № 305/357 «О мерах по дальнейшему улучшению медико-санитарной помощи студентам вузов и учащихся средних специальных учебных заведений», приказа ректора ИрГТУ № 720-0 от 14.09.2007 года о «Проведении углубленного медицинского осмотра студентов НИ ИрГТУ в 2007 году» ЦЗСТ, совместно с поликлиникой № 11, ежегодно составляется и утверждается график проведения медицинского осмотра студентов.

В соответствии с данным приказом запрещается допуск студентов, не прошедших медицинский осмотр не только к практике и к сессии, но и к занятиям физической культурой, что способствует усилению контроля за прохождением ими врачебного обследования.

Кроме того, распределение студентов на группы по состоянию здоровья (1-4 функциональная группа здоровья) позволяет осуществлять коррекцию их состояния здоровья с использованием физкультурно-спортивных инновационных технологий.

Разработка здоровьесберегающих технологий базируется на результатах ежегодных медицинских осмотров студентов. Методологической базой проведения врачебного обследования студентов технического университета (г. Иркутск) является электронный программный продукт («Паспорт здоровья»), который разработан совместно сотрудниками кафедры физической культуры университета и опубликован в виде монографии [10].

Результаты исследования

Распределение студентов 1-го курса по четырем функциональным группам здоровья за 2007-2013 г.г. приводится в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1. Распределение студентов 1-го курса по функциональным группам здоровья

Группы

здоровья

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

Подлежало мед.осмотру

4763

3350

2288

2636

2126

2311

2015

Осмотрено

2364

49,6

3200

95,5

2201

96,2

2589

98,3

2062

97

2242

97,1

1794

89,1

1 функц.гр

1240

52,5

1682

53,3

1060

48,2

1311

50,6

1057

51,2

1284

57,3

909

50,6

2 функц. гр

386

16,3

386

12,7

266

12,2

330

11,7

111

5,4

259

11,5

128

7,1

3 функц.гр.

551

23,3

836

24,7

654

29,6

740

29,2

736

35,7

599

26,7

685

38,1

4 функц.гр.

187

7,9

296

9,3

221

10,0

208

8,3

158

7,7

100

4,5

72

4,1

Количество студентов, отнесенных к первой функциональной группе (практически здоровые) за 7 лет наблюдения составляют около 50% -с колебаниями от 48,2% (2009 г), до 57,2% - в 2012 году.

Распределение студентов 1-го курса по функциональным группам здоровья

Рис.1. Распределение студентов 1-го курса по функциональным группам здоровья

Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, за период наблюдения (2007-2013 гг.) наблюдается ежегодное снижение количества обследованных студентов 1 курса, что связано с более низким набором абитуриентов в Иркутский национальный исследовательский технический университет.

С 2007 по 2013 годы число принятых студентов на 1 курс уменьшилось с 4763 до 2015 человек, т.е. в 2,36 раза. Это объясняется неблагоприятной демографической ситуацией в Иркутской области и в целом в России, которая характеризуется низкими характеристиками прироста населения. В этом случае, не является исключением и Восточная Сибирь, где также регистрируется низкая рождаемость. При этом за этот же период, возросло количество студентов 1 курса, прошедших врачебное обследование с 49,6 (2007) до 89,1 (2013) %.

Установлено уменьшение числа студентов второй функциональной группы здоровья с 16,3% (2007 г.) до 5,4% - в 2011 г., что, вероятно, связано с повышением качества медицинского осмотра - определение медицинской группы здоровья проводится не врачами поликлиник (городскими, районными, сельскими), а врачебно - консультационной комиссией (ВКК) студенческой поликлиники №11.

На этом фоне в 1,6 раза увеличился контингент студентов, отнесенных по медицинским показаниям к третьей функциональной группе здоровья с 23,3 (2007 г.) до 38,1 (2013 г.) %.

Как видно из таблицы 2 и рисунка 2, за наблюдаемый период (2007-2013гг.), отмечается уменьшение количества студентов 3-го курса, отнесенных к первой функциональной группе с 52,4 (2007) до 37,9 (2013) %, почти в 1,4 раза и число обучающихся, отнесенных ко второй группе здоровья с 16,3 (2007) до 5,3 (2013 г) %, т.е. в 3,1 раза.

При этом увеличивается число студентов, отнесенных к 3-ей и 4-ой функциональным группам здоровья. Так, их количество, отнесенных к 3 группе увеличивается с 23,3 (2007) до 45,6 (2013)%, - почти в 2 раза, а отнесенных к 4 группе здоровья - с 7,9 (2007) до 11,1 (2013)%.

Таблица 2. Распределение студентов 3-го курса по функциональным группам здоровья

Группы здоровья

2007г

2008г

2010г

2011г

2012г

2013г

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

Подлежало

мед. осмотру

2707

1514

1491

Осмотрено

2364

1702

1728

1635

1074

1124

1 функц.гр.

1240

52,4

780

45,8

821

47,5

612

37,4

434

40,4

426

37,9

2 функц.гр.

386

16,3

326

19,1

118

6,8

93

5,7

37

3,4

60

5,3

3 функц.гр.

551

23,3

447

26,2

481

27,8

656

40,1

410

38,2

513

45,6

4 функц.гр.

187

7,9

149

8,7

308

17,8

274

16,7

193

18,0

125

11,1

Примечание: данные за 2009 год не приводятся

Распределение студентов 3-го курса по функциональным группам здоровья

Рис.2. Распределение студентов 3-го курса по функциональным группам здоровья

Количество студентов, отнесенных к четвертой функциональной группе здоровья (специальная группа Б), имеет динамику снижения с 7,9 (2007 г.) до 4,1 (2013 г.) %, т.е. в 1,9 раза.

Представляет научно-практический интерес и характеристика изменения числа студентов, отнесенных к различным функциональным группам здоровья, при наблюдении за ними с 1-го по 3-ий курс.

Как видно из таблиц 1, 2, в 2010 году количество студентов 3-го курса, отнесенных к 1 функциональной группе уменьшилось на 5% (по сравнению с 1 курсом в 2007 г.), а 2 группы здоровья - на 9,5%.

В тоже время, количество студентов, отнесенных к третьей функциональной группе здоровья возросло к 3-му курсу - на 4,5%. Особенно значительный прирост числа студентов 3-го курса зарегистрирован в 4-ой функциональной группе здоровья с 7,9 до 17,8% (в 2,6 раза), что по нашему мнению, можно объяснить появлением значительного числа беременных и рожениц к старшему курсу обучения.

Аналогичная зависимость изменения количества студентов, отнесенных к различным группам здоровья регистрируется и в последующие года наблюдения (2011-2013 годы).

Выводы

  1. Как следует из результатов углубленного медицинского осмотра студентов технического вуза, выявляется негативная тенденция ухудшения их здоровья, о чем свидетельствует уменьшение числа обучающихся в вузе, отнесенных к 1-ой функциональной группе здоровья и увеличение количества студентов в 3-ей и 4-ой группах.
  2. Немаловажным фактором ухудшения здоровья студенческой молодежи является интенсификация учебного процесса и связанные с ней стрессовые воздействия, нарушение режима питания, учебного труда, социально-негативные проявления на фоне значительной гиподинамии и др.

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А.Амбарцумян, М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Брегель Л.В. Cостояние здоровья детского населения в Иркутской области / Л.В.Брегель, Б.В. Городиский, Л.В.Забродина, М.М. Колокольцев, Л.И.Колесникова, В.С.Мериакри, В.М.Поляков, Н.В.Протопопова, А.А. Ремарчук, Е.О.Старшинова, В.М. Селиверстов; Изд-во: Иркутский государственный университет, 1991, Иркутск. - 64 с.
  3. Колокольцев М.М. Физическое развитие студентов. Антропометрическая и соматотипологическая характеристика учащейся молодежи юношеского возраста Прибайкалья / Монография / М.М. Колокольцев; Иркутский государственный технический университет. Saarbrucken, 2011. – c.84.
  4. Колокольцев М.М. Некоторые показатели физического развития девушек юношеского возраста Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М.Лумпова, В.Ю. Лебединский // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. 2011. № 4-1. С. 225-229
  5. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  6. Колокольцев М.М. Конституциональная типология организмастудентов Прибайкалья (сообщение 1) / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник ИрГТУ 2013, №7(78). – С.268-273.
  7. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / Колокольцев М.М., Лумпова О.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  8. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник ИрГТУ 2014, №1 (84). – С.210-215.
  9. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / Колокольцев М.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 287-292.
  10. Лебединский В.Ю. Мониторинг здоровье субъектов образовательных процессов в вузах. «Паспорт здоровья»: монография / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев, Е.С.Маслова и др.– Иркутск: изд–во ИрГТУ, 2008–268с.
  11. Лумпова О.М. Соматотипологическая характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Валеология. 2011. № 2. – С. 67-72.
  12. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. – С. 320-324.
  13. Шпорин Э.Г. Лебединский В.Ю., Колокольцев М.М. «Кафедра – Центр - Факультет. Посвящается 80-летию ИрГТУ. История кафедры физической культуры. – Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт». 2010 :168.
  14. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.