Инновации в экономике

№42-2,

Экономические науки

В данной статье рассмотрена история инновационного процесса от истоков до настоящего времени. Проанализированы характерные особенности подходов к классификации инноваций.Подробно рассмотрены технологические, продуктовые, маркетинговые и управленческие инновации. Выявлена и обоснована необходимость развития инноваций В современных условиях экономического кризиса на примере системы «Платон». На основе проведенного исследования определен экономический эффект от внедрения инновационной системы.

Похожие материалы

Понятие «инновация» возникло от латинского «in novatio», что в переводе с латинского означает «в сторону обновления». Зародился данный термин еще в 19 веке, в разгар научно-технической революции.

Среди инновационных достижений научно-технической революции можно выделить создание парового двигателя, которое показало, что наука, помимо всего прочего, может приносить еще и существенные доходы. В науку стали вкладываться большие денежные инвестиции, и в результате всего за несколько десятилетий были изобретены железная дорога и пароходы, бензиновый двигатель и электрогенератор.

Позже, в начале 20 века экономистом Йозефом Шумпеттером была разработана «теория инноваций», согласно которой понятие «инновация» рассматривалось уже не только как какое-то новшество или изобретение, но и как инструмент для получения прибыли.

Современное понятие инноваций является довольно емким. Так, какое-либо изобретение или улучшение (например, усовершенствование оборудования в цехе) будет считаться инновацией только при условии, что оно включено в производственный процесс и способно принести видимый экономический эффект [3, с. 24].

Существует множество подходов к классификации инноваций, однако практически все они делят инновации на производственные (технологические и продуктовые), маркетинговые и управленческие.

Технологические инновации – инновации, нацеленные на совершенствование технологии производства и имеющие своей целью снижение себестоимости продукции, более эффективное использование дефицитных ресурсов, ускорение сроков оборачиваемости активов.

Продуктовые инновации – инновации, имеющие целью улучшение либо потребительских характеристик выпускаемой продукции, либо разработку и внедрение новых видов продукции.

Маркетинговые инновации заключаются в разработке и внедрении новых методов воздействия на предпочтения потребителей, расширении рынка сбыта и повышении эффективности продвижения продукции на рынке.

Управленческие инновации привносят улучшения в процесс управления предприятием, с точки зрения решения бизнес–процессов.

По глубине вносимых изменений инновации могут быть радикальными (т.е. предлагающими кардинально новый продукт или услугу, путь решения проблемы и т.д.) и улучшающими (т.е. совершенствующими уже существующий продукт, услугу и т. д.). Именно радикальные инновации способствуют развитию новых отраслей экономики. Радикальные инновации в долгосрочной перспективе приводят к тому, что новые отрасли не только появляются, но постепенно становятся доминирующими; созданию единого рыночного пространства [2, с. 38].

В современных условиях экономического кризиса, резкого повышения курсов мировых валют по отношению к рублю и падении цен на нефть вложение денег в инновации стало весьма рискованным. Помимо кризиса барьером для инноваций является также несовершенство налоговой системы и сложность вхождения на рынок нового продукта (ведь многие рынки являются монополизированными и контролируются несколькими крупными компаниями).

Не смотря на экономические сложности, в настоящее время можно привести массу примеров инновационных разработок, успешно занявших достойное место на рынке. Конечно же, самой богатой на инновации является сфера интернет-ресурсов. За последние годы в интернет-пространстве появились электронные библиотеки, социальные сети, интернет-порталы органов государственной власти, интернет-магазины и многое другое. При этом, масштабы информационных технологий постоянно расширяются.

Одной из последних инноваций, вызвавшей большой общественный резонанс, является внедрение с 15 ноября 2015 года системы «Платон», обеспечивающей взимание платы с владельцев грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. Данная инновация затронула все транспортные компании, имеющие в собственности грузовые автомобили. При этом, обязанность подключения к системе носила законодательный характер, и отказаться от ее использования транспортные компании не имели возможности, ведь за проезд по федеральным трассам без оплаты маршрута в системе «Платон» правительством были установлены довольно внушительные штрафы.

Инновационная система Платон предусматривает обработку и хранение данных о передвижении высокотоннажных автомобилей по федеральным трассам (а это 50 744 км) в реальном времени.

Чтобы зарегистрироваться в системе, владелец автомобиля должен зайти на интернет-портал www.platon.ru и зарегистрировать каждое транспортное средство, с указанием государственных номеров и реквизитов документов, подтверждающих право собственности на автомобиль. Также регистрация возможна в терминалах самообслуживания или в Центрах информационной поддержки пользователей. При этом, каждому зарегистрированному в системе автовладельцу открывается лицевой счет, на который нужно перечислять денежные средства за проезд перед тем, как отправить автомобиль в рейс.

При этом, предусмотрено 2 варианта расчета стоимости проезда автомобиля:

  1. Составление маршрутной карты непосредственно в личном кабинете на портале www.platon.ru;
  2. Отслеживание фактического маршрута автомобиля через спутниковую систему. При этом варианте на автомобиль устанавливается бортовое устройство, которое обеспечивает прием сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, определяет координаты транспортного средства и передает их в Центр обработки данных. В Центре обработки данных на основании данной информации, собранной за сутки, в автоматическом режиме рассчитывается размер платы за проезд. Во время движения автомобиля денежные средства списываются с Лицевого счета Владельца транспортного средства автоматически. При длительной остановке Бортовое устройство автоматически переходит в «спящий режим» [5].

Если личным кабинетом на интернет-портале в наше время уже никого не удивишь, то бортовое устройство системы «Платон» является инновацией в деятельности транспортных компаний.

Однако, в системе «Платон» инновацией можно назвать не только бортовое устройство, но и другие разработки, используемые для контроля за маршрутами проезда транспортных средств и оплатой за проезд. Инновационными являются также следующие системы стационарного и мобильного контроля:

  • рамные конструкции с навесным оборудованием, которые размещаются над полотном федеральной автомобильной дороги (рисунок 1);
  • системы мобильного контроля – автомобили со специальным оборудованием.

Рамные конструкции с навесным оборудованием

Рисунок 1 – Рамные конструкции с навесным оборудованием

Экономический эффект от внедрения инновационной системы взимания платы за проезд по федеральным трассам «Платон» получит, прежде всего, государство. С помощью подобных сборов правительство стремится компенсировать затраты на ремонт автодорог федерального значения. Обоснование данных инноваций таково: раз тяжелые машины больше всех портят дорожное покрытие при перевозках, то и плату за проезд надо брать именно с них.

По расчетам Росавтодора ущерб покрытию дороги от проезда одного двенадцатитонного грузовика сопоставим с проездами 40-50 тысяч легковых автомобилей. Правда, методика данного расчета отсутствует в свободном доступе.

Транспортной компании, владеющей большегрузными автомобилями, конечно удобнее установить на транспортное средство бортовое устройство, которое будет производить все расчеты автоматически. Экономическая эффективность от его использования будет выше, чем от ручного составления маршрутных карт. Особенно это актуально для компаний и предпринимателей, владеющих несколькими десятками грузовых автомобилей, ведь создание для каждого автомобиля маршрутной карты на портале системы «Платон» перед его выездом в рейс является довольно трудоемким процессом, особенно когда все нужно делать срочно и в рейс одновременно выезжают несколько транспортных средств.

Конечно, как и любая инновация, введенная недавно и не проверенная временем, система взимания платы «Платон» имеет ряд недостатков и сбоев, которые будут устраняться разработчиками по мере обнаружения. Например, к таким недостаткам можно отнести тот факт, что если при создании маршрутной карты на интернет-портале www.platon.ru указать только начальный и конечный пункты следования автомобилей (например, Барнаул – Новосибирск), то система «проводит» автомобиль только по федеральным трассам, не учитывая что маршрут между городами может проходить и через участки дороги, не относящейся к трассам федерального значения. Соответственно, значительно увеличивается протяженность маршрута следования автомобиля и сумма платы за проезд получается на много выше реальной. Для расчета реального пути транспортного средства владельцу приходится создавать на один маршрут несколько маршрутных карт, указывая массу промежуточных населенных пунктов, через которые реально проходит маршрут автомобиля. Все это является трудоемким процессом и требует значительных временных затрат.

Бортовые устройства на сегодняшний день также работают не идеально, что связано с перебоями связи, техническим несовершенством самой системы списания платы с лицевого счета владельца транспортного средства.

В заключении хотелось бы отметить, что мир не стоит на месте, идет постоянное развитие технологий. Современный человек уже не представляет свою жизнь без телефонов, компьютеров, планшетов, бытовой техники, а ведь все эти изобретения являются инновациями, которые уже стали частью нашей жизни. Таким образом, инновации являются движущей силы экономического и социального развития, ведь именно инновационная деятельность позволила обществу перейти на более высокую ступень развития.

Список литературы

  1. Варшавский А. Е. Проблемные инновации. Риски человечества. Экономические, социальные и этические аспекты. – М.: Ленанд, 2014. – 328 с.
  2. Кристенсен К., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 292 с.
  3. Фонотов А. Г. Россия. Инновации и развитие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 432 с.
  4. Инновации в экономике // Экономический портал / [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2016. – Режим доступа: http://institutiones.com/innovations.html/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 22.02.2016 г.).
  5. Платон. О системе взимания платы // www.platon.ru / [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Москва, 2016. – Режим доступа: www.platon.ru/ about/, свободный. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 22.02.2016 г.).