Процедура конкурсного отбора на государственной гражданской службе в Российской Федерации и на административной государственной службе в Республике Казахстан

№42-2,

Юридические науки

В статье рассмотрены особенности проведения конкурсного отбора на государственную службу в РФ и в республике Казахстан, выявлены общие и специфические особенности при проведении данной процедуры в обоих странах, а также обозначены рекомендации по использованию в государственно-служебных отношениях РФ зарубежного опыта.

Похожие материалы

В республике Казахстан преобразования в области государственно-служебных отношений были начаты в 1990 годы, однако в стране по-прежнему происходит оптимизация деятельности системы государственных органов. Так, с 1 января 2016 года в республике Казахстан вступил в силу новый закон «О государственной службе Республики Казахстан» (далее - Закон Казахстана) [1]. В этой связи проведение сравнительного анализа нормативно-правовых актов наших государств по отдельным проблемам, в частности в вопросах защиты трудовых прав граждан при поступлении на службу и проведении конкурсного отбора, представляется нам важным и своевременным.

В Казахстане существует два вида государственных служащих: административный и политический. Административный государственный служащий осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе, а назначение (избрание), освобождение и деятельность политического государственного служащего носят политико-определяющий характер, при этом он несет ответственность за реализацию политических целей и задач. Больше параллелей можно провести между особенностями поступления государственных гражданских служащих РФ и административных государственных служащих в республике Казахстан.

Административные государственные служащие в Казахстане как и в РФ делятся на категории с соответствующими квалификационными требованиями. Согласно ст. 1 Закона административные государственные должности в республике Казахстан разделены также на 2 корпуса.

Процедура проведения конкурса в РФ и в республике Казахстан, несомненно, имеет много общего. В сравниваемых государствах обязательно публикуются объявления как на интернет-ресурсах, так и в периодических печатных изданиях, обязательно формируются конкурсные комиссии (в Казахстане с 2016 года они стали именоваться уполномоченными комиссиями). Однако в Казахстане право принять участие в конкурсе имеет граждане, получившие при прохождении тестирования оценки не ниже пороговых значений, устанавливаемых уполномоченным органом. При этом программы и порядок организации тестирования, объяснение пороговых значений результатов тестирования в Казахстане частично регулируется подзаконным актом, именно, Приказом Министра по делам государственной службы Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 12 «О некоторых вопросах занятия административной государственной должности корпуса «Б» (далее - Приказ)[2]. Как отмечают Г.К. Сулейменова и А.А. Бейсембаев «ценность этой процедуры заключается в том, что она позволяет отсеять претендентов, которые соответствуют необходимому уровню квалификационных требований…» [3]. В России подобные вопросы решаются в самих органах государственной власти при непосредственном участии членов конкурсной комиссии.

Отличается процедура формирования кадрового резерва в рассматриваемых странах. В РФ включение претендента в кадровый резерв государственного органа производится в основном по результатам конкурса (с. 64.6 ФЗ РФ). В Казахстане отбор в кадровый резерв осуществляется уполномоченной комиссией, однако необходимость проведения конкурсной процедуры законодатель не отмечает (ст.22 Закона Казахстана). Кроме того, в самом законе указывается только на особенности отбора в кадровый резерв для замещения административных должностей корпуса «А». Про государственных служащих корпуса «Б» ничего не говорится,что является, на наш взгляд, явным пробелом в законодательстве. Тем более что согласно ст.1.4 второго абзаца выше названного Приказа прописывается, что гражданин, зачисленный в кадровый резерв административной государственной службы корпуса «Б», при соответствии квалификационным требованиям к вакантной должности, государственный орган может назначить его на административную государственную должность корпуса «Б» в кадровом резерве корпуса «Б» без проведения конкурса. Таким образом, наблюдается еще и противоречие в законодательство относительно рассмотрения вопроса о кадровом резерве.

Проведение конкурсного отбора в Казахстане поделено на 2 типа: отдельно для административных служащих корпуса «А» и для корпуса «Б». Для занятия административных государственных должностей корпуса «А» конкурсная процедура не является обязательной. В случае принятия решения о ее проведении (должностным лицом, либо уполномоченным им лицом) порядок определяется Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Для занятия административной государственной должности корпуса «Б» проведение конкурса обязательно, как было сказано выше, за исключением ряда должностей.

Детальная характеристика порядка проведения конкурса и формирования конкурсной комиссии в РФ содержится в Указе Президента РФ от 01.02.2005 г. 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» (далее Указ Президента РФ) [4]. В республике Казахстан идентичные проблемы затрагиваются в вышеназванном Приказе Министра.

В обоих случаях конкурс включает в себя ряд последовательных этапов, однако, на наш взгляд, в РФ он более упрощен. В РФ согласно Указу Президента конкурс проводится в два этапа. На первом этапе размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе и необходимая информация. Далее начинается прием документов в государственный орган, который продолжается в течение 21 дня со дня размещения объявления об их приеме на официальном сайте государственного органа. После окончания данного срока, проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, начинается второй этап. В этом случае представитель нанимателя принимает решение о дате, месте и времени проведения основной конкурсной процедуры.

Для сравнения в Республике Казахстан в соответствии со ст. 26 Закона сначала происходит жесткий отбор граждан для участия в конкурсе. Он включает 3 этапа:

  1. тестирование в порядке, определенном уполномоченным органом;
  2. оценку личных качеств с получением заключения в уполномоченном органе;
  3. общий конкурс на занятие административной государственной должности корпуса «Б».

Приказом Министра по делам государственной службы регламентированы Правила, программы и организация тестирования административных государственных служащих, кандидатов на занятие административных государственных должностей. Согласно Приказу тестирование кандидатов на занятие административных государственных должностей корпуса «Б»на знание государственного языка и законодательства Республики Казахстан состоит из трех программ. Каждая программа включают необходимость проверки у претендентов знания ряда правовых актов (от 6 до 9) и жесткие требования к ее результатам. При прохождении тестирования на знание законодательства с результатами выше пороговых значений, кандидат в течение 20 минут допускается к тестированию на оценку личных качеств.

В рамках оценки личных качеств выявляется уровень развития у кандидатов: инициативности, коммуникативности, аналитичности, организованности, этичности, ориентации на качество, ориентации на потребителя и нетерпимости к коррупции.

По результатам тестирования на знание законодательства выдается сертификат, по результатам оценки личных качеств – заключение. Они действуют в течение года и являются неотъемлемыми документами для участия в третьем этапе – общем конкурсе, проводимым государственным органом в форме собеседования.

В целом конкурсная процедура состоит из двух видов:

  1. общий конкурс среди граждан;
  2. внутренний конкурс среди государственных служащих;

Подобное деление предусматривается и в Законе РФ, так как согласно ст. 22.1 поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса осуществляется как гражданами РФ, так и гражданскими служащими. Однако у нас конкурс все же считается в этом случае единым и не предполагает особых процедур как в Казахстане. В этой стране общий конкурс проводится для занятия административной государственной низовой должности корпуса «Б», а также в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона после проведения внутреннего конкурса в случае отсутствия участников конкурса, получивших положительное заключение комиссии среди государственных служащих. Для должностей корпуса «Б» не являющихся низовыми также может быть проведен общий конкурс после согласования с уполномоченным органом. Интересно, что Закон особо оговаривает, что участие граждан Республики Казахстан в работе общественных объединений, общественных советов, неправительственных организаций, а также осуществление волонтерской, благотворительной деятельности должно учитываться при принятии решения конкурсной комиссией. Кроме того до принятия решения комиссией свою оценку личных качеств граждан с выдачей заключения проводят уполномоченный орган и его территориальные подразделения. Это соответственно также должно учитываться при принятия решения.

Внутренний конкурс среди государственных служащих конкретного государственного органа согласно ст. 29 Закона Казахстана проводится для занятия вакантной или временно вакантной административной государственной должности корпуса «Б». При отсутствии участников конкурса, получивших положительное заключение конкурсной комиссии, проводится внутренний конкурс и среди государственных служащих других государственных органов. Если и в этом случае нет участников конкурса, которые получили положительное заключение комиссии, тогда проводится общий конкурс. Таким образом, общая конкурсная процедура для занятия административных государственных должностей в Казахстане проводится при определенных обстоятельствах в три последовательные стадии. Законодатель в Казахстане оставил право пройти внутренний конкурс еще и тем государственным служащим, которые были уволены с административной государственной должности корпуса «Б» в течении тридцати календарных дней, но при условии, что они не состояли в обозначенный период в трудовых отношениях с иными физическими и юридическими лицами, а также не выезжали за пределы Республики Казахстан. Таким гражданам положены и другие привилегии. Например, при повторном поступлении на них не распространяются требования о прохождении обязательной специальной проверки, установления испытательного срока и представления декларации о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, при условии ее сдачи по прежнему месту работы.

Интересно, что в законе Казахстана предусматривается и третья периодизация конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б». Думается, что она наиболее схожа с подобной процедурой на гражданской службе в России. Так, согласно ст. 27 Закона Казахстана конкурсный отбор включает в себя 6 этапов. Таким образом, несмотря на неодинаковое количество этапов конкурса в РФ и в республике Казахстан, его содержание в целом не отличается. Существуют различия в сроках подачи документов, оповещении кандидатов и т.д. Так, согласно статье 13.4 Приказа в республике Казахстан сроки приема документов там – 5 рабочих дней со дня последней публикации объявления о проведении конкурса (причем сократили вдвое по сравнению с предыдущим Законом).

После проведения конкурсного отбора кандидаты проходят как в России, так и в Казахстане во многом схожие процедуры: подача документов, документальное оформление. Список документов, необходимый для участия в конкурсе в России и Казахстане имеет ряд отличий. Это связано с тем, что в Казахстане, как уже было сказано, есть четкое разделение на общий и внутренний конкурс. В отношении общего конкурса перечень документов в Казахстане практически аналогичен подобному списку в РФ, за исключением того, что здесь еще требуются сертификат о прохождении тестирования и заключение комиссии об оценке личных качеств претендента. А вот для участия во внутреннем конкурсе достаточно только подачи претендентом заявления , написанного по форме, и, послужного списка, заверенного соответствующей службой управления персоналом. Думается, что подобная практика вполне могла бы использоваться и на государственной гражданской службе РФ, так как сокращение документов для участия в конкурсе для уже прослуживших некоторый срок кандидатов, снизило бы элементы бюрократизма, а, значит, в некоторой степени повысило бы эффективность самой конкурсной процедуры.

Таким образом, в порядке поступления и проведении конкурсной процедуры в Российской Федерации и в Республике Казахстан наблюдается, несомненно, общая направленность. Однако в порядке поступления на службу, правилах и сроках проведения конкурсной процедуры, а также в формировании конкурсной комиссии в Республике Казахстан и РФ имеются определенные различия. Нами, рекомендовано, используя опыт республики Казахстан, в Российской Федерации:

  1. Внедрить более четкие квалификационные требования для замещения должностей разный категорий и групп, а также на основе нормативно-правового регулирования разработать технологии отбора для того, чтобы исключить произвольное регламентирование этого вопроса на уровне конкретного государственного органа.
  2. Проводить внутренний конкурс для государственных гражданских служащих РФ, в частности, сократить перечень документов, необходимых для участия в конкурсе.

Список литературы

  1. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК "О государственной службе Республики Казахстан" [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36786682
  2. Приказ Министра по делам государственной службы Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 12
  3. О некоторых вопросах занятия административной государственной должности корпуса «Б» [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/trud/id-V1500012639/
  4. Сулейменова Г.К., Бейсембаев А.А. Реформирование государственной службы Республики Казахстан [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.pa-academy.kz/images/Institute%20of%20Supplementary%20Education/Suleimenova/81.%20Реформа%20государственной%20службы%20в%20РК.pdf
  5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 439.