Условия поступления на государственную гражданскую службу в Российской Федерации и на административную государственную службу Республики Казахстан

NovaInfo 41, с.139-143, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены условия поступления на государственную службу в РФ и в республике Казахстан, выявлены общие и специфические особенности при поступлении в обоих странах, а также обозначены рекомендации по использованию в государственно-служебных отношениях РФ зарубежного опыта.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА, ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА, КОНКУРС

Текст научной работы

С 1 января 2016 года в республике Казахстан вступил в силу новый закон «О государственной службе Республики Казахстан» (далее - Закон Казахстана) [3]. Несмотря на то, что в республике Казахстан данные преобразования были начаты еще в 1990 годы, в стране по-прежнему происходит оптимизация деятельности системы государственных органов, повышается их эффективность. Государство поставило перед собой цель дальнейшей либерализации политической системы, усиления открытости и публичности политико-властных процессов, и вместе с тем повышения эффективности государственного аппарата и урегулирования и защиты трудовых прав государственных служащих Казахстана [1, С.110-111].

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей статье "План нации – путь к казахстанской мечте" особенно отмечает необходимость повышения эффективности конкурсного отбора на государственную службу. Он пишет, что "во-первых, карьера административного государственного служащего будет строиться с учетом его компетенций и накопленного опыта... Поступление на госслужбу будет возможным только по результатам комплексного отбора и только с низовых должностей"[4]. Подобные проблемы затрагивает в проекте Указа и российский президент В.В. Путин [5].

В этой связи проведение сравнительного анализа нормативно-правовых актов наших государств по отдельным проблемам, в частности в вопросах защиты трудовых прав граждан при поступлении на службу и проведении конкурсного отбора, представляется нам важным и своевременным.

В новом законе Казахстана в сравнении с предыдущим законодательством в ст.16 определяются серьезные условия поступления на государственную службу. Так согласно ст.12 Закона республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе» (ныне. утративший силу) право на занятия административной государственной должности имели все совершеннолетние граждане Республики Казахстан [2]. Раннее единой статьи, касающейся условий поступления года не было. Дополнительные требования можно было найти в разделе о правовом статусе государственного служащего, где прописывались ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе. Теперь законодатель Казахстана четко указывает все прежние ограничения как условия поступления. Часть условий аналогичны ограничениям на государственной гражданской службе РФ. Однако в остальном законодатель Казахстан пошел по пути ужесточения условий поступления. Итак, согласно ст. 16 Закона Казахстана на государственную службу не допускаются еще те граждане Казахстана, кто в течение трех лет перед поступлением на государственную службу привлекались к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности или были уволены за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу. При этом административные и уголовные правонарушения, например, связаны с совершением коррупционных деяний. Данная статья подробно дает перечень преступлений разной степени тяжести с ссылками на Уголовно-процессуальный кодекс Казахстана. Отказать кандидату в поступлении на службу можно не только, если ему ранее был вынесен обвинительный приговор суда, но и в случае освобождения от уголовной ответственности. В РФ в согласно ст.16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ РФ) ограничением для поступления на государственную службу является только наличие не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости [6]. Как видим, в отличие от российской практики в Казахстане с одной стороны более детально прописываются в законе ограничения, а с другой, присутствует ограничительный срок в три года до поступления, когда гражданин Казахстана должен проявить себя как абсолютно законопослушный и не имеющий дискредитирующих для него обстоятельств при поступлении на службу. Наличие подобного условия, на наш взгляд, является излишним, так как снятие судимости уже свидетельствует о том, что гражданин уже понес юридическую ответственность и является законопослушным. Кроме того, подобное ужесточение условий поступления на службу будет сказываться на реализации гарантий и защиты прав претендентов на государственную службу. Думается, что в российской практике частично подобное ограничение следовало бы позаимствовать в случае с замещением должностей государственной гражданской службы категории «руководитель», так как наличие управленческих функций и высокая степень ее ответственности требует высокого уровня правосознания гражданина.

В республике Казахстан как и в РФ при поступлении на государственную службу необходимо подавать сведения о доходах и имуществе, принадлежавшем его (ее) супругой (супругом) на правах собственности, являющиеся объектами налогообложения. Причем ранее в Казахстане до вступления в силу нового закона предусматривалась подача данных сведений только от претендента, то есть ужесточение закона в Казахстане относительно «прозрачности» доходов государственный служащих стало важным нововведением. Однако в отличие от России в соответствии со ст.7 Закона Казахстана, здесь нет требования указывать в декларации сведения об обязательствах имущественного характера, сведения о расходах и эти требования не распространяются на детей. Зато в законодательстве Казахстана тщательно прописывается в законе такое понятие как специальная проверка. Проводят ее в течение трех месяцев органы национальной безопасности, на предмет соответствия условиям поступления на государственную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Во время ее проведения при поступлении на государственную службу с гражданином Казахстана заключается временный трудовой договор и только после получения результатов служебной проверки происходит официальное занятие административной государственной должности. Здесь также при поступлении за государственным служащим впервые принятым на государственную службу закрепляется специальный чиновник («наставник»), оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации.

Поступление на административную
государственную службу в Республике Казахстан как и в России осуществляется на конкурсной основе. В республике Казахстан, как и в РФ, есть случаи, когда конкурс не проводится. Так, согласно ст. 15 Закона Казахстана освобождены от конкурсной процедуры в основном политические должности. В отношении же административных государственных должностей в Казахстане освобождены от конкурсного отбора помощники руководителей государственных органов, а также пресс-секретари в порядке перевода из других государственных органов. Причем это только те государственные служащие, которые замещают административные государственные должности корпуса «Б». В Законе Казахстана оговаривается, правда, что последующий перевод указанных лиц внутри государственного органа не допускается. Кроме того в Казахстане освобождение от конкурсной процедуры может производится и в других случаях, определенных Президентом Республики.

Для сравнения, в Российской Федерации согласно ст. 22 ФЗ РФ в категории тех, кто не проходит конкурс вообще, находятся: 1. государственные гражданские служащие, с которыми заключают срочный служебный контракт («руководители» и «помощники»); 2. государственные гражданские службы категории «руководители», назначенные Президентом РФ или Правительством РФ; 3. гражданские служащие (граждане), включенные в кадровый резерв на гражданской службе.

Есть должности, при назначении на которые конкурс может не проводится: 1. если исполнение должностных обязанностей связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 2. включение должности в специальный перечень, утвержденный нормативным актом государственного органа; 3. младшие должности гражданской службы. Таким образом, список освобожденных лиц от конкурсной процедуры в РФ более расширен, однако сам перечень должностей частично имеет некоторые сходства (например, советники руководителей поступают на службу без конкурса).

Исходя из вышеизложенного, в Российской Федерации следует использовать правоприменительную практику государственно-служебных отношений Казахстана в целях повышения эффективности порядка поступления на государственную гражданскую службу.

Нами, рекомендовано, используя опыт республики Казахстан:

  1. Уточнить ограничения при поступлении на должности категории «руководитель» на государственной гражданской службе, а, именно, дополнить такое условие как определенный ограничительный срок при наличии в прошлом судимости, связанной с коррупционными правонарушениями.
  2. Ужесточить требования к проверке документов при поступлении на государственную гражданскую службу в целях недопущения подачи подложных документов, так как это ущемляет права на поступление других претендентов,а, значит, нарушает принцип равенства.
  3. Конкурс является наиболее объективным способом отбора кандидатов на государственной службе, поэтому в целях защиты трудовых прав граждан необходимо максимально ограничить внеконкурсное поступление на государственную гражданскую службу.

Таким образом, в порядке поступления в Российской Федерации и в Республике Казахстан наблюдается, несомненно, общая направленность.

Читайте также

Список литературы

  1. Бейсембаев А.А. Система государственной службы Республики Казахстан: тенденции и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. – № 3. – 2010.
  2. Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе) (с изм. и доп.) // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013958
  3. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V ЗРК "О государственной службе Республики Казахстан" // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36786682
  4. Новости — Казахстан // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://newskaz.ru/trend/Nazarbayev_article_612015/
  5. Проект Указа Президента РФ "О федеральной программе "Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (2015 - 2018 годы)" и плане мероприятий по развитию государственной гражданской службы Российской Федерации на 2015 - 2018 годы" (по состоянию на 29.01.2015) (подготовлен Минтрудом России) // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=8090;frame=374
  6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 31. - Ст. 3215;

Цитировать

Меженина, О.В. Условия поступления на государственную гражданскую службу в Российской Федерации и на административную государственную службу Республики Казахстан / О.В. Меженина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 139-143. — URL: https://novainfo.ru/article/4528 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться