Формирование стрессоустойчивости у учащейся молодёжи вузов

№42-2,

Психологические науки

В статье анализируется понятие стресса возникающих в процессе учебной деятельности студентов ВУЗа, воздействующие факторы их возникновения и способы формирования стрессоустойчивости у молодёжи.

Похожие материалы

В современном мире, характеризующемся нестабильностью, изменчивостью, а также наличием больших потоков информации, требующих немедленной переработки, человеку необходимо обладать определенным набором качеств, помогающих ему справляться со стрессом. Ведь ежедневно он попадает в различные стрессовые ситуации, подвергается воздействию разнообразных стрессоров: от пробок на дорогах и очередях в магазинах до экзаменов и опозданий на учёбу и работу, и многое другое.

Сегодня главной задачей развития отечественной системы высшего образования главной задачей является обеспечение его качества, направленного на формирование активной, здоровой, успешной, конкурентоспособной личности профессионала и гражданина. Однако для полноценного решения данной задачи необходима организация целенаправленных усилий по развитию отдельных акмеологических параметров профессионализма, в частности, стрессоустойчивости.

На данный момент в психологической науке сложилось большое многообразие определений понятия «стресс» и «стрессоустойчивость».

В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Психологический словарь дает следующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий».

Юношеский возраст - это период стремительного развития и быстрых изменений личности. Именно на этом этапе происходит становление юноши как будущего специалиста. Студент неизбежно испытывает различные трудности, находясь в высшем учебном заведении. Эти трудности могут быть связаны с множеством различных причин, касающихся и с обучением в вузе, и с личностными факторами студента.

В первый год студенческой жизни основной причиной стресса могут послужить кардинальные перемены. Студенту необходимо адаптироваться на новом месте, к новым порядкам, его окружает новая среда и незнакомые ему люди. Кроме этого, теряется прочность союза с бывшими одноклассниками, с привычным кругом общения. Некоторым трудно попрощаться с жизнью бесшабашного школьника, трудно осознать, что детство уже закончилось. Для кого-то это тоже колоссальный стресс.

Другой причиной возникновения стресса в жизни студента может стать жизнь в другом городе, оторванность от домашней обстановки, отдаление от родителей. Сюда же можно отнести ограниченность финансов или неумение правильно распоряжаться ими.

Как известно, студенты ведут очень активный образ жизни. Основное время у студентов уходит на обучение в вузе, затем на подготовку домашнего задания, остальное время уходит на общение с друзьями и родственниками и на другие личные дела. В связи с этим еще одной причиной стресса у студентов можно назвать нерегулярное питание и недостаточное количество сна.

Среди других личностных факторов, влияющих на причины стресса у студентов можно выделить:

  • болезнь или смерть членов семьи (Смерть близкого человека всегда трагична. Даже смерть домашнего животного может вызвать стресс);
  • конфликты с одногруппниками и близкими людьми,
  • переезд,
  • проблемы в отношениях со второй половинкой;
  • проблемы со здоровьем (Большинство людей считает, что личное здоровье является одной из основных причин стресса. У кого-то это ожирение и желание похудеть. Другими причинами могут быть вредные привычки, такие как курение, злоупотребление алкоголем или наркомания).

Особое место в жизни студента занимает стресс, связанный с учёбой в высшем учебном заведении.

Учебный стресс – это состояние, характеризующееся избыточным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, ведущее в перспективе к психосоматическим заболеваниям и остановке личностного роста студента [25].

К причинам учебного стресса можно отнести:

  • несданные во время и незащищенные практические, лабораторные работы;
  • не выполненные или выполненные неправильно задания;
  • большое количество пропусков по какому-либо предмету;
  • недостаточно полные знания по дисциплине;
  • плохая успеваемость по определенной дисциплине;
  • слишком большая учебная нагрузка;
  • отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;
  • возникновение конфликтых ситуаций с преподавателем;
  • отсутствие учебного материала;
  • неудовлетворенность полученной оценкой;
  • разочарование в выбранной профессии.

К наиболее резко выраженной форме учебного стресса можно отнести экзаменационный стресс.

Экзаменационный стресс - это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором.

В целях формирования стрессоустойчивости стдентов мы предлагаем следующие практические рекомендации для студентов разных специальностей ВУЗов:

  1. Попытайтесь разработать систему приоритетов в своей работе и оценить ее следующим образом: «должен сделать сегодня», «сделать позднее на этой неделе», «сделать, когда будет время»;
  2. Научитесь говорить “нет", когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы;
  3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими преподавателями;
  4. Попытайтесь выяснить непонятную для себя информацию или противоречивые требования преподавателя;
  5. Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны;
  6. Найдите день для переключения от работы на продуктивный отдых;
  7. В случае высокого уровня стресса пересмотрите значимость данной ситуации и найдите для себя обоснования, уменьшающие её субъективную значимость;
  8. Проявляйте заботу к своему эмоциональному и физическому состоянию:
    • сбалансировано и полноценно питайтесь;
    • гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь;
    • разрешите себе испытывать разные эмоции, проживайте каждое чувство, не оставляя осадка в себе;
    • поддерживайте форму с помощью физических упражнений.

Кроме того, для снижения уровня стресса и повышения стрессоустойчивости студентов рекомендуется применить следующие методики:

  1. Аутогенная тренировка.
  2. Методы релаксации.
  3. Физиологическое переключение при воздействии стрессовых факторов (массаж, баня и др.)
  4. Активное переключение при воздействии стрессовых факторов (физическая работа, плавание, путешествия, общение с природой.
  5. Оптимистический настрой и позитивное восприятие мира, занятие любимым делом (хобби), чтение, музыкатерапия, искусство, общение с близкими людьми, детьми и животными.