Стресс и его особенности. Способы и приемы снижения тревоги перед экзаменом

№56-1,

Психологические науки

В статье рассматриваются особенности и разновидности стрессов и психологических нагрузок. Особый акцент делается на психологические стрессы студентов, и предлагаются некоторые методики борьбы со стрессом перед экзаменами.

Похожие материалы

Стресс – эмоциональное напряжение, возникающее в ответ на сильные физические или психологические нагрузки. Особенность стресса в том, что он действует шире, чем сама нагрузка. Например, после длительной физической нагрузки человек испытывает мышечную усталость и это естественно, но в стрессовой ситуации возникает также эмоциональная усталость. Чувство опустошенности, исчезновение желаний и интересов. И, наоборот, при сильном эмоциональном воздействии можно ощутить себя физически разбитым, вымотанным [1].

Основные черты психического стресса:

  • стресс – состояние организма; его возникновение означает, что организм вступил во взаимодействие со средой;
  • стресс – более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; для его возникновения, организм должен почувствовать угрозу.

Так как стресс возникает при восприятия угрозы, то в его основе в конкретной ситуации лежат субъективные причины, связанные с индивидуальными особенностями индивидуума.

Стрессорами могут быть как физические раздражители, так и психические, они могут быть реально действующими, и вероятные.

Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Таким образом, существуют стадии стресса.

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация;
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса [2].

Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Рассмотрим более конкретную ситуацию, например, стресс у студентов и школьников на экзаменах [2; 4].

Стресс экзаменационный имеет физические, эмоциональные и поведенческие признаки.

К физическим относятся, например:

  • бессонница;
  • диарея;
  • головные боли;
  • учащенное сердцебиение;
  • тошнота;
  • кожный зуд;
  • сыпь на теле;
  • потеря аппетита или, наоборот, постоянное чувство голода.

К эмоциональным относятся:

  • подавленное настроение;
  • гнев;
  • импульсивность;
  • нарушение памяти;
  • раздражительность, слёзы;
  • агрессия, непредсказуемое поведение.

К поведенческим признакам относятся:

  • кусать ногти;
  • морщить лоб;
  • крутить волосы;
  • нервный смех;
  • дергание ногой [4].

Рассмотрим, основные способы снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Простым, но очень эффективным способом борьбы со стрессовой ситуацией является – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку правильно настроиться на предстоящую работу, добиться спокойствия и уверенности при этом.

Второй способ противостояния стрессу, это релаксация. Т.к. состояние тревоги чаще всего связано с мышечным напряжением, то иногда, чтобы добиться спокойствия достаточно бывает просто расслабиться, расслабить свое тело.

И наконец, справиться с тревожными мыслями помогает медитация. Это значит, что нужно глубоко сосредоточиться на одном объекте, и такое состояние позволит обрести душевный покой и равновесие.

На самом деле, это лишь некоторые советы, которые могут помочь справиться с тревогой внутри себя. Главное нужно верить в свои силы и стараться всегда сохранять спокойствие [3; 5].

Список литературы

  1. Гумеров И.Р. Социальная компетентность [Текст]: учебник / И.Р. Гумеров. – Санкт-Петербург: Детский кризисный фонд Гумерова, 1999. – 418с.
  2. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями [Текст]: учебник / М.Ю. Чибисова. – Москва: Генезис, 2008. – 130-134с.
  3. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе.
  4. Гулякин Д.В., Донкова И.А., Игебаева Ф.А., Майер Р.В., Москвин К.М., Пряхина Е.Н., Фадеев А.С., Цой Г.А., Цебренко К.Н., Цымбал М.В., Шпырня О.В.// Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации; Георгиевский технологический институт (филиал); Северо-Кавказский государственный технический университет. Георгиевск, 2011. Том Книга 4.
  5. Игебаева Ф.А., Гумерова Л.У. Преодоление стресса как условие стабильности общества. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. материалы IV Международной научно-практической конференции. 2014. - С. 94-95.
  6. Надежда Попова. Стресс и пути его преодоления [Электронный ресурс] / Надежда Попова. – Режим доступа: http://psy.passion.ru/v-ladu-s-soboi/uverennost-v-sebe/kak-spravitsya-so-stressom-vo-vremya-ekzamenov.htm?full