Тактильные средства общения

NovaInfo 42, с.285-287
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 81
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются особенности одной из основных составляющих «невербалики» – тактильных средств общения. Для большинства людей тактильные контакт, т.е. прикосновения, являются наиболее эффективным источником информации для эффективного общения.

Ключевые слова

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ, ТАКЕСИКА

Текст научной работы

В межличностном общении, принято выделять вербальные (посредством речи), и невербальные средства общения. По мнению Альберта Мейерабиана, передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 – 11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [1]. Невербальных средств коммуникации очень много. В данной статье будет рассмотрена одна из важнейших составляющих «невербалики» – тактильные средства общения.

Такесика – это учение о контактах общающихся людей, осуществляемое с помощью прикосновений [2].

В течение всей своей жизни представители различных культур при общении используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. Для большинства людей именно тактильные контакт являются наиболее эффективным источником информации, и общение без тактильного контакта для них невозможно.

Под тактильным общением ученые подразумевают прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать ту или иную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений. Некоторые считают, что именно этот вид общения определяет чувство осязания, в котором происходит взаимодействия людей в обществе [3].

Ученые, изучающие тактильные общение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на несколько видов. В первую же очередь, это так называемые «профессиональные» прикосновения. К ним относятся массажисты, врачи, стилисты и портные, которые просто не могут обойтись без тактильного контакта в своей профессиональной деятельности. Как правило, большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, понимая, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации.

Ко второй группе относятся ритуальные касания. Речь идет вполне привычном в рукопожатии или приветственном поцелуе в щеку. Известно, что рукопожатие, появилось как средство демонстрации мирных и дружественных намерений, однако со временем этот приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом [4].

Наконец, самая обширная сфера, в которой используется тактильный контакт, это область межличностных отношений. Прикосновения здесь являются проявлением не только привязанности, но и симпатии, родства, сексуального влечения. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания. Наличие устойчивого тактильного контакта такого рода является эффективным маркером, свидетельствующим о близких отношениях, например, между парнем и девушкой.

Тактильный контакт также может свидетельствовать о социальном статусе людей. Прикосновения чаще всего позволяют себе те люди, которые занимают более высокое положение в обществе, например, начальник может хлопать подчиненного по плечу.

В психологии тактильные общения выделяется на несколько основных каналов коммуникации. В соответствии с тем, какой канал предпочитает тот или иной человек, он относится к одной из нескольких групп: «аудиалы», «визуалы» и «кинестетики». Считается, что первым для получения наиболее полной информации необходимо слышать, вторым – видеть, а третьим – чувствовать. Под чувствами в данном случае понимаются, в первую очередь, обоняние и осязание. Таким образом, кинестетики в значительной степени зависят от прикосновений, которые нужны им не только для получения информации, но и для ее передачи. Их легко можно узнать по бессознательному стремлению сократить дистанцию общения, машинальным прикосновениям, собиранию с собеседника невидимых пылинок. Только такое общение может стать серьезным стрессом для людей, считающих любой тактильный контакт глубоко интимным процессом. Если вы относитесь к таким людям, старайтесь сразу предупреждать о своей явной нелюбви к прикосновениям, чтобы избежать конфликта [5].

Такесические средства общения в большей мере, чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. При неадекватном использовании личностью тактильных средств во взаимодействии с собеседником могут возникнуть непредвиденные, неприятные ситуации, и даже конфликты. Кроме того, необходимо знать, что в разных культурах значительно различается и допустимое количество прикосновений. В каждом обществе складываются представления о том, как, когда, кого и кому можно трогать [6].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. – Уфа: БАГСУ, 2010. – С.72 – 76.
  2. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.
  3. Ахьямова, И. А. Невербально общение в Социально-педагогической деятельности с детьми [Текст] / И. А. Ахьямова // Педагогическое образование в России. – 2010. № – 1. – С. 31 – 38.
  4. Дутова, Н. В. Гендерное невербальное поведение в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Н. В. Дутова // Забайкальский государственный университет: монография / Н. В. Дутова. – Чита, 2014. – 120с.
  5. Папченко, Е. В. Роль невербальной коммуникации в культуре [Текст] / Е. В. Папченко // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 5. – С. 2– 7.
  6. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.

Цитировать

Султангазина, Г.С. Тактильные средства общения / Г.С. Султангазина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 285-287. — URL: https://novainfo.ru/article/4902 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться