Агрессивность и конфликтность как характеристика личности курсантов

NovaInfo 62, с.385-389, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов.Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию в жизненно важных ситуациях. Особенно важно контролировать уровень агрессивности и конфликтности в курсантской среде.

Ключевые слова

ИССЛЕДОВАНИЕ, КОНФЛИКТНОСТЬ, КУРСАНТ, АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Конфликты происходят в жизни каждого человека. Конфликтные ситуации возникают во всех социальных сферах. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов. И чем сложнее социальная структура, чем больше дифференцировано общество, тем больше несовпадающих и взаимоисключающих интересов, целей и, следовательно, больше источников для потенциального конфликта. Конфликты неизбежны и в курсантской среде. Они отрицательно сказываются на учебной и служебной деятельности, влияют на формирование межличностных отношений курсантов в воспитательном процессе [3]. Поэтому каждый должен научиться управлять конфликтными ситуациями и контролировать уровень агрессии, то есть, избегать ненужных конфликтов и их тяжелых форм.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus — «столкновение» и обозначает столкновение сил, сторон, мнений и интересов людей, вызывающее определенные действия. Впервые понятие «конфликт» в качестве научного термина использовал английский социолог Г. Спенсер в своем труде «Основания социологии».

Доктор психологических наук Альберт Александрович Крылов дает следующее определение: «конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление» [1].

Одной из главных причин возникновения конфликта является повышенный уровень агрессивности в социуме. Важно учесть, что в науке разграничивают понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба[2]. Под агрессивностью нами понимается относительно устойчивая черта личности, которая выражается в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.

В ходе исследования мы изучали уровень агрессивности и конфликтности личности курсантов Академии ФСИН России.

В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили курсанты психологического факультета Академии ФСИН России. Выборка составила 25 человек.

В исследовании использовался личностный опросник Басса-Дарки, состоящий из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». А. Басс и А. Дарки выделяют следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник Басса-Дарки широко распространен в зарубежных исследованиях, в которых подтверждаются его высокие валидность и надежность. Опросник используется и в отечественных работах, однако данные о его стандартизации на отечественных выборках не указываются. Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога.

Результаты исследования уровня агрессивности курсантов представлены на рисунке 1. Практически у половины респондентов уровень агрессивности оказался в норме. Это говорит о благоприятном климате внутри группы, успешной адаптации курсантов, профессиональной работе профессорско-преподавательского состава, куратора группы, командиров учебно-строевых подразделений. Однако у трети курсантов уровень агрессивности оказался повышенным. Мы можем предположить, что данное обстоятельство обусловлено следующими факторами:

  • условиями проживания курсантов;
  • фактором соперничества;
  • жесткой регламентацией распорядка дня;
  • совмещением учебной деятельности с выполнениемслужебных обязанностей;
  • подчинением и субординацией;
  • преобладанием групповых видов деятельности.

У 20% испытуемых уровень агрессивности оказался ниже нормы. Возможно, это зависит от склада характера курсанта и его личностных качеств.

Результаты пилотажного исследования станут заинтересованным лицам ориентиром для выбора целенаправленных мероприятий воспитательного характера, направленных на улучшение микроклимата группы.

Уровень агрессивности курсантов
Рисунок 1. Уровень агрессивности курсантов

Для изучения стратегий поведения курсантов в конфликтной ситуации с различными уровнями агрессии использовали опросник Кеннета Томаса, содержащий 30 вопросов и позволяющий выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации:

  • конкуренция;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • сотрудничество;
  • избегание.

Обобщенные результаты процентного соотношения пяти возможных стратегий поведения в конфликтных ситуациях представлены на рисунке 2. Подавляющее большинство выборов курсантами сделано в отношении так называемых непродуктивных способов поведения в конфликтной ситуации: конкуренция (28%), приспособление (24%). Огорчает тот факт, что стратегию сотрудничество выбрали всего 20% курсантов. К сожалению, на данный момент мы не можем проинтерпретировать данный результат, однако предполагаем, что курсанты с высоким уровнем агрессивности в большей степени склонны к конкуренции.

Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию в жизненно важных ситуациях. Однако данное исследование выявило у значительной части курсантов повышенный уровень агрессивности, что может влиять на возникновение конфликтов и их дальнейшее развитие.

Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Рисунок 2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Так же подавляющее большинство испытуемых склонно не рационально вести себя в уже сложившейся конфликтной ситуации.

Полученные результаты помогут скорректировать намеченный нами план проведения воспитательных мероприятий с курсантами в учебной группе, направленных на снижение уровня агрессивности и конфликтности их личности, формирования межличностных отношений в социально-значимую сторону.

Знание особенностей межличностых отношений курсантов окажет помощь педагогам и психологам в выборе психолого-педагогических технологий организации воспитательного процесса [4], а также определить наиболее перспективные направления дальнейших исследований.

Читайте также

Список литературы

  1. Агеева Л.Г. Конфликтология: краткий теоретический курс: учебное пособие / Л.Г. Агеева. − Ульяновск: УлГТУ, 2010. – С.12-18.
  2. Светлов В. А. Введение в конфликтологию: учеб. пособие / В.А. Светлов. − М. : ФЛИНТА : НОУ ВПО «МПСУ», 2014. – 528 с.
  3. Шатохина, Л.В. Особенности формирования межличностных отношений курсантов в воспитательном процессе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.). 2016. – № 53-2. – С. 296-304.
  4. Пастушеня А.Н., Шатохина Л.В. Содержание и психолого-педагогические технологии воспитательной работы с курсантами ведомственных образовательных учреждений // Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 3. С. 85-89.

Цитировать

Шатохина, Л.В. Агрессивность и конфликтность как характеристика личности курсантов / Л.В. Шатохина, Е.С. Проснякова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 385-389. — URL: https://novainfo.ru/article/12147 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться