Особенности межличностных отношений курсантов академии ФСИН России

№62-3,

психологические науки

Межличностные взаимоотношения курсантов Академии ФСИН России осуществляются в учебной, служебной, бытовой и досуговой сферах. Взаимоотношения определяются содержанием и целями совместной жизнедеятельности, характером руководства, особенностями среды, организацией жизни и быта. Взаимоотношения между курсантами имеют свою специфику, поскольку условия жизнедеятельности воинского коллектива заметно отличаются от других групп.

Похожие материалы

Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование личности, это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные отношения. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психолого-педагогической науки.

Межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы, поскольку их важнейшей специфической чертой вляется эмоциональная основа, они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Изучением межличностных отношений занимались многие ученые, наибольший вклад внесли Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович,
А.И.Донцов, Я.Л.Коломинский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, и др. Однако, многие вопросы, связанные с изучением и формированием межличностных отношений остались на периферии психологической теории и практики.

Межличностные взаимоотношения курсантов Академии ФСИН России осуществляются в учебной, служебной, бытовой и досуговой сферах, уровень их сформированности оказывает значимое влияние на развитие коммуникативной компетенции сотрудников [2]. Взаимоотношения определяются содержанием и целями совместной жизнедеятельности, характером руководства, особенностями среды, организацией жизни и быта. Взаимоотношения между курсантами имеют свою специфику, поскольку условия жизнедеятельности воинского коллектива заметно отличаются от других групп.

Юноши и девушки, поступающие в академию, имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, последний не всегда позитивный. Зачастую в процессе межличностных отношений девушек и юношей курсантов возникают трудности. Юноши (37%) подозревают девушек в том, что они пришли в военный ВУЗ не за образованием, а за женихами; 40% курсантов-юношей негативно относятся к тому, что девушки получают военную специальность, 18% юношей считают обучение девушек пустой тратой времени и денег. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу.

Для того чтобы понять какие взаимоотношения складываются у курсантов в учебной группе мы воспользовались методикой определения положения члена группы в межличностных отношениях.[1]

Экспериментальная часть работы была построена таким образом, что в качестве респондентов выступили курсанты 2 курса психологического факультета Академии ФСИН России.

Нами был проведен опрос курсантов. Им было предложено ответить на единственный вопрос: «С кем бы ты пошел в бой?». С этой целью им были розданы листы бумаги, где они должны были написать 3 фамилии курсантов — одногруппников, располагая их на первое, второе и третье места. Анализ ответов позволяет получать не только качественный, но и количественный материал о внутригрупповых взаимоотношениях.

Из таблицы 1 видно, что в исследуемой группе курсантов сформировались определенные микрогруппы. Данные показывают, что не все курсанты достаточно близко общаются друг с другом.

В статусе лидера группы является один курсант (8), его выбрало большинство одногруппников. Хорошие отношения у него складываются с тремя курсантами (14, 3 и 6), что подтверждается их взаимными выборами.

Таблица 1. Определение положения членов группы

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

+

+

+

2

*

*

+

3

+

+

4

+

+

+

5

+

+

*

6

*

*

*

7

+

+

+

8

*

*

*

9

+

+

10

+

+

*

11

+

+

12

+

+

+

13

+

+

+

14

*

*

*

15

+

+

+

16

+

*

+

17

+

+

+

2

7

0

0

3

7

2

9

1

4

0

4

1

6

2

0

0

0

2

0

0

1

3

0

3

0

1

0

0

1

2

1

0

0

Условные обозначения: + — выбор курсанта; *- взаимный выбор курсантов

В группе оказался и курсант в статусе аутсайдера (9), его не выбрал никто из одногруппников. Возможно, это связано с тем, что у данного курсанта имеются проблемы в учебе, служебной деятельности. На данного курсанта следует обратить более пристальное внимание закрепленному за этой учебной куратору и педагогам с целью выявить истинные причины сложившейся ситуации. Причинами, по которым многим людям не удается достичь нормальных взаимоотношений, могут выступать застенчивость, сосредоточенность на самом себе, эгоизм, отсутствие понимания, конфликтность и ряд иных моментов психологического характера.

Процентное соотношение взаимных выборов курсантов: 53%  общее количество курсантов; 26%  заимный выбор лидера; 12%  выбор курсанта; 9%  аутсайдер
Рисунок 1. Процентное соотношение взаимных выборов курсантов: 53% — общее количество курсантов; 26% — заимный выбор лидера; 12% — выбор курсанта; 9% — аутсайдер

Таким образом, нами определены лидеры и аутсайдеры в группе курсантов. Оказалось, что неформальный лидер группы официально является ее командиром. Командир группы, по количеству взаимных выборов оказался на 2 месте. Из разговора с руководством учебно-строевого подразделения психологического факультета мы поняли, что курсанты объединяются в микрогруппы на основе имеющихся у них общих интересов, служебной необходимости и по другим причинам.

В результате проведенного исследования мы обнаружили, что группа курсантов 2 курса является разобщенной и требуется приложить немало усилий в направлении изменения сложившихся межличностных отношений в социально-значимую сторону.

После проведенного констатирующего эксперимента мы задумались над вопросом: «Каким образом улучшить межличностные отношения курсантов в группе?» Мы предположили, что, проведя серию целенаправленных психолого-педагогических мероприятий, отношения курсантов изменятся в положительном направлении.

Проведя различные тренинги, опросники в группе курсантов 2 курса академии ФСИН России, мы заметили, что их отношения изменились в положительном направлении. Ребята больше общаются друг с другом, поддерживают своих товарищей и просто помогают своим сослуживцам. Это связано с тем, что курсанты-одногруппники начали понимать, что ближайшие 5 лет они будут вместе нести военную службу, вместе проходить все преграды и переживания.

Для того чтобы понять изменились отношения курсантов в группе или нет, мы провели с ними опрос, где они должны были ответить на единственный вопрос: «С кем бы ты хотел работать вместе по окончании Академии ФСИН?»

В таблице 2 представлены данные, связанные с тем как прошел опрос. В группе курсантов 2 курса психологического факультета юноши и девушки поддерживают связь в общении и задумываются о своем будущем, многие из них хотели бы в дальнейшем работать вместе и продолжать общение.

Также в данной группе есть тот, Который на вопрос «С кем бы ты хотел работать вместе по окончании Академии ФСИН?», ответил: « Ни с кем бы не работал!» Это курсант № 7. К нему нужно обратить наше внимание, и выяснить, почему он так ответил, может у него не складываются дружеские взаимоотношения в группе, или у него было плохое настроение в этот день, с данным вопросом мы будем работать в дальнейшем.

Таблица 2. Определение положения членов группы

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

+

+

+

2

+

+

+

3

+

+

+

4

+

+

+

5

+

6

+

+

+

7

8

+

+

+

9

+

+

+

Количество выборов

5

0

2

1

0

2

0

1

1

2

3

1

3

1

Условные обозначения: + — выбор курсанта

Межличностные отношения имеют свои особенности в каждом учебном коллективе [3], поэтому для выбора правильного направления и форм работы с курсантами по формированию позитивных межличностных отношений нам необходимо иметь в виду, что их возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Наиболее перспективными в этом аспекте представляются интерактивные методы работы: работа в малых группах; техника деления на малые группы; «мозговой штурм»; исполнение роли; групповые игры и упражнения, метод групповой тематической дискуссии, метод ролевой игры, социально-психологический тренинг.

Список литературы

  1. Практикум по общей психологии. Под редакцией проф. А.И. Щербакова. Москва 1979. С(302), 79-82.
  2. Шатохина Л.В. Развитие коммуникативной компетенции сотрудников ФСИН России на этапе вузовской подготовки // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9 (124). С. 29-34.
  3. Шатохина Л.В. Особенности формирования межличностных отношений курсантов в воспитательном процессе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал). 2016 г. № 53-2. С. 296-304.