Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства включает преподавательскую, научно-методическую и культурно-просвети- тельскую работу. Она направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся средствами искусства. Учитель ИЗО должен хорошо владеть рисунком, живописью, композицией, разнообразными декоративными техниками, знать историю искусств, педагогику и психологию. Не всякий хороший художник может быть успешным учителем.
Педагогическое мастерство требует специальной подготовки и упорного труда. Учитель ИЗО должен владеть передовыми технологиями, направленными на творческое саморазвитие личности учащихся, осознанное приобретение ими личного опыта понимания и переживания искусства, навыков изобразительной деятельности. Искусство преподавания требует и знания самого предмета, и усвоения основных положений педагогики, психологии, физиологии, и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса, и умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания.
Педагогическое мастерство приходит не сразу, а в процессе еже- дневного кропотливого труда. Учителю необходимо постоянно работать над собой, овладевать новыми методиками, изучать передовой опыт. Преподавание становится искусством, когда педагог проявляет интуицию, умеет перестроить учебный процесс в связи с неожиданно возникшей ситуацией, творчески подходит к делу.
Только в начале 19 века рисование было введено в курс учебных предметов в школах и начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Песталоцци. Его называли отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассматривает, как общеобразовательный предмет.
Для усвоения искусства осмысленного созерцания необходимы специальные упражнения, которые приучают глаз смотреть на все, сравнивая, анализируя и группируя. Рисование по Песталоцци должно предшествовать письму, т. к. оно легче усваивается. Песталоцци большое внимание уделял методике преподавания. Заслуга Песталоцци состоит в том, что он впервые соединил науку о школьном преподавании с искусством, поднял вопрос о необходимости методической разработки каждого положения рисунка.
Согласно Ловенфельду, основная цель образования в области изобразительного искусства должна заключаться в развитии способности ребенка чутко воспринимать свою сущность и мир. Развитие такой восприимчивости поможет ребенку стать полезным членом общества. Одну из важнейших задач в области преподавания изобразительного искусства он видел в развитии естественных творческих способностей ребенка (статья Ловенфельда в работе Микаэля, 1982).
По мнению С. Робертсон (1982), цель образования в области изобразительного искусства заключается не в том, чтобы сделать учащихся художниками, а в том, чтобы предоставить им возможность включиться в деятельность, которая позволит им пройти все слои своей личности и расширить горизонты своего опыта. Занятия изобразительным искусством предоставляют детям возможность развить общие дарования и взгляды, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни, независимо от того, свяжут они свою профессиональную деятельность с искусством или нет.
Существует ряд вопросов, составивших предмет многолетних споров в области преподавания изобразительного искусства. К числу этих вопросов относятся: роль преподавателя изобразительных искусств, важность обучения учащихся техническим приемам и значение предмета изображения.
Творческая мастерская для педагога – неограниченное поле в использовании современных педтехнологий, таких как личностно – ориентированные, помогающие реализовать природные способности учащихся для их развития и применения в различной творческой деятельности; гуманно – личностные, основанные на всестороннем уважении и любви к ребенку, вере в его творческие силы; технологии сотрудничества, позволяющие вырабатывать совместно с учащимися цели, сотворчествовать с ними, быть для них другом, создавать исключительно положительное эмоциональное сопровождение, направленное на развитие устойчивого интереса; дифференцированное обучение по уровню художественно – творческого развития и потенциала; проблемное обучение – позволяющее создавать проблемную ситуацию и активировать самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению; технологию индивидуализации по методу проектирования, который позволяет реализовать индивидуальность ребенка, его потенциальные возможности и способности в научно –исследовательской и конкурсной деятельности.
В век информационных технологий работа по методу творческой мастерской уже невозможна без умения работать с компьютером и вот почему:
- Качественная, интересная, законченная работа может быть использована ребенком для участия в разнообразных конкурсах, олимпиадах, конференциях и выставках.
- Такое участие, зачастую, предполагает наличие полноценного теоретического материала, оформленного по современным требованиям для научной работы, и содержащим графики, таблицы или фотографии
- В положениях многих интернет – конкурсов оговаривается качество и размер посылаемого изображения, количество пикселей на дюйм и т.д.
- Личные выставочные материалы могут быть оформлены ребенком в электронном варианте в виде презентаций.
- Дети могу создать свой личный сайт для презентации своего творчества, для родных, друзей и т.д.
Для профессионально-педагогической готовности учителя ему необходимы качества творческого мышления, так как практические задачи, которые решает учитель в ходе своей педагогической деятельности, являются задачами комплексными и многосторонними