В 2014 году очень своевременно и по государственному мудро был принят важнейший и актуальнейший для дальнейшего развития нашей страны уникальный по своему значению документ – Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1].
Важно отметить, что Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» регулирует принятие и реализацию среднесрочных (на 3-6 лет) и долгосрочных (более 6 лет) решений в рамках взаимосвязанных задач, подчиненных общей цели всестороннего развития нашего великого государства.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» своевременно заменил устаревший и в последние годы значительно тормозивший развитие Российской Федерации закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития страны.
Принятым в 2014 году законом о стратегическом планировании в Российской Федерации впервые в мировой практике создана уникальная по значимости хорошо разработанная правовая основа для разработки, построения и функционирования комплексной системы стратегического прогнозирования в области социально-экономического развития нашего великого государства.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Премьер-министром Д.А. Медведевым постоянно уделяется пристальное и всесторонне внимание развитию и совершенствованию важнейшего направления социально-экономического развития страны – всеобъемлющему и всестороннему развитию отечественного здравоохранения.
Большой достойный вклад в эту трудную, но очень важную для всего населения Российской Федерации работу вносит практическая деятельность Министерства здравоохранения Российской Федерации. Эта деятельность Министерства в последние годы положительно оценивается гражданами Российской Федерации, особенно лицами предпенсионного и пенсионного возраста.
В Российской Федерации в последние годы были достигнуты несомненные успехи при оптимизации структуры оказания медицинской помощи различным категориям граждан. Необходимо отметить значение оптимизации важного звена оказания медицинской помощи населению – поликлинике.
Отдельные положения Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были своевременно и всесторонне проанализированы в научных и учебно-методических работах ученых Международного независимого эколого-политологического института в 2014-2015 годах [2, 16, 17].
Авторы в своих работах очень своевременно и правильно отмечают, что актуальность и востребованность знаний по теме государственного стратегического планирования сегодня всем очевидна. Очень важно, что авторами научных работ обращено пристальное внимание, что на всех уровнях власти, включая муниципалитеты, предъявляются требования к формированию прогнозов, стратегий, планов, программных и бюджетных документов согласованных не только друг с другом, но и со стратегическими, прогнозными, программными документами других участников стратегического планирования в Российской Федерации [2, 16, 17].
Основополагающая и важнейшая для всестороннего развития Российской Федерации идея нового Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» – это то, что стратегическое планирование в нашем великом государстве должно осуществляться на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В представленной статье мы проанализируем некоторые аспекты организации оказания медицинской помощи в городе Москве на муниципальном уровне [3, 4, 5, 6, 7, 8, 13, 14, 15].
В первом квартале 2016 года нами в городской поликлинике № 6 (филиал № 2) г. Москвы были проанкетированы 72 мужчины пациента. При опросе оценивалась удовлетворенность пациентов оказанной им медицинской помощью. Опрашивались мужчины пациенты трудоспособного возраста от 18 до 60 лет.
По возрастным группам мужчины трудоспособного возраста распределялись следующим образом: от 18 до 30 лет – 19,2 %, от 31 до 40 лет – 35,2 %, от 41 до 50 лет – 30,3 %, от 51 до 60 лет – 15,3 %.
Полученные нами результаты социологического исследования мужчин представлены в виде таблиц 1 и 2.
Таблица 1. Быстрота предоставления медицинской помощи.
№ |
Время |
Критерий оценки (в %) |
||
Краткое |
Долгое |
Очень долгое |
||
1 |
Проведенное в ожидании врача |
58,2 |
36,1 |
5,7 |
2 |
Ожидания испытаний |
52,3 |
36,1 |
11,6 |
3 |
Ожидания результатов испытаний |
58,2 |
37,4 |
4,4 |
Полученные данные показали, что более половины 58,2 % пациентов оценили время, проведенное в ожидании врача и в ожидании результатов исследования, как краткое. 52,3 % оценили время ожидания испытаний, как краткое.
Таблица 2. Условия предоставления медицинской помощи.
№ |
Условия |
Критерий оценки (в %) |
|||
Отличные |
Хорошие |
Не очень хорошие |
Плохие |
||
1 |
Приемные часы поликлиники |
35,4 |
33,4 |
21,7 |
9,5 |
2 |
Реакции на звонки |
38,7 |
33,4 |
21,7 |
5,2 |
Большинство пациентов мужчин (68,8 %) довольны приемными часами поликлиники. Еще больше опрошенных пациентов мужчин (72,1 %) положительно оценили реакцию на их звонки в регистратуру поликлиники. Только менее 10 % из опрошенных нами при проведении исследования лиц оценили условия оказания медицинской помощи, как плохие.
Выводы:
- Реализация норм закона 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» важна для руководителей медицинских учреждений и практических медицинских работников.
- Краткая усредненная характеристика мужчины пациента городской поликлиники выглядит следующим образом: это мужчины в трудоспособном возрасте 31-50 лет.
- Более половины пациентов оценивает быстроту предоставления медицинской помощи и проведения медицинских испытаний как краткую.
- Большинство опрошенных мужчин оценивает условия предоставления им медицинской помощи, как хорошие.
Полученные данные коррелируют с ранее проведенными нами и другими отечественными и зарубежными авторами социологическими исследованиями по организации здравоохранения и оценке качества оказания медицинской помощи различным категориям граждан Российской Федерации [8, 9, 10, 16, 17].