Возможности дистанционных образовательных технологий для преподавания филологических дисциплин в медицинском вузе

№43-1,

Педагогические науки

В статье представлен опыт внедрения дистанционных образовательных технологий для обучения студентов медицинских и фармацевтических специальностей иностранному языку и межкультурной коммуникации в Уральском государственном медицинском университете. Показаны возможности информационно-коммуникационных технологий для проведения творческих конкурсов и соревнований. Описана необходимость внедрения и дальнейшего продвижения информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду медицинского вуза.

Похожие материалы

В настоящее время тенденции в медицинском образовании направлены на внедрение инновационных моделей и технологий обучения, которые должны способствовать повышению качества медицинского образования. Благодаря развитию информационных технологий в процесс обучения студентов-медиков вводятся такие методы, как электронное и смешанное обучение. Достаточно распространенным стало смешанное обучение, которое используется в интегрированных курсах и для развития коммуникативных навыков [2].

На ряду с этим на протяжении нескольких десятилетий особое беспокойство вызывает дегуманистические последствия биомедицинского обучения. Некоторые преподаватели пытались справится с этим, посвящая свою преподавательскую практику развитию коммуникативных способностей, культурной компетентности и гуманистическому мышлению [9]. Ряд исследователей считают, что оценка при компетентностном подходе препятствует развитию критического мышления и снижает гуманистический аспект оказания медицинской помощи [10]. Даже сторонники компетнтностного подхода говорят о трудностях измерения компетенций [8]. Беспокойство вызывает и то, что компетенции были определены политическим процессом, а не эмпирическим. До сих пор нет гарантии того, что существующие измерительные процедуры могут отражать сформированность компетенций.

Достаточно долго в высшей школе существовало мнение, что гуманитарные дисциплины являются «второстепенными» для будущих технических специалистов и специалистов в сфере здравоохранения [5]. Однако сейчас мы говорим о всестороннем развитии личности, как о приоритетной задаче высшего образования, и здесь уже невозможно пренебрегать фундаментальными гуманитарными знаниями, которые помогают сформировать необходимые общекультурные компетенции студента и мотивацию к дальнейшему самообучению и развитию. В медицинском вузе это особенно актуально, поскольку посредством гуманитарных дисциплин развиваются такие качества личности как эмпатия, толерантность, сострадание, а также навыки коммуникации [6].

Однако, современное медицинское образование сложно представить без использования в учебном процессе новейших достижений научно-технического прогресса. Одной из альтернатив традиционному обучению в вузе является смешанная форма обучения. Термин «смешанное обучение» используется для описания обучения, сочетающего различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, онлайн электронное обучение и самообучение [4].

Современные компьютерные технологии способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения [11].

Смешанное обучение в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) на кафедре иностранных языков реализуется в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык».

В УГМУ на основе программного комплекса электронного обучения «CIXSOFT» функционирует сайт дистанционного обучения, который предоставляет студентам возможность обращаться к размещенному на сайте учебно-методическому комплексу (УМК) дисциплины «Иностранный язык». В рамках данного УМК на сайте размещены все необходимые для обучения материалы.

УМК включает в себя комплекс гипертекстовых документов, состоящих из модулей, разделенных по темам, например: «Медицинское обслуживание за границей», «Карьера в сфере медицины», «Клетки» и т.д. Каждый модуль состоит из следующих разделов: глоссарий, чтение, аудирование, письмо, говорение и забавные истории. Каждый текстовый документ снабжен при необходимости иллюстрированными материалами: таблицами, рисунками, и схемами. Все это позволяет в наглядной форме лучше усваивать материал. Более того, к некоторым разделам прикреплены аудио- или видеофайлы.

Система гиперссылок позволяет студенту, при необходимости переходить с одного модуля на другой. Это позволяет студентам «освежить» изученный материал без помощи преподавателя.

В освоении медицинской терминологии помогает функция «термин», позволяющая при наведении курсора получать варианты перевода или определение термина в отдельно открывающемся активном окне.

Возможности программного обеспечения сайта помогают студентам использовать дополнительный материал: нормативные документы, справочные издания и словари, периодические издания и сетевые ресурсы.

Также другие гуманитарные дисциплины преподаются в течение первых двух годов обучения в медицинском университете. Они включают в себя обязательные курсы по философии, биоэтики, истории Отечества, истории медицины, латинскому языку, психологии и педагогики и правоведению. Более того, студенты выбирают один из элективных курсов: антропологические основы деятельности врача, социальная работа в сфере здравоохранения, межкультурная коммуникация, история милосердия и благотворительности, организация самостоятельной работы студентов, основы социального государство и гражданского общества.

Элективный курс по межкультурной коммуникации был впервые введен в учебный план в 2008г. С тех пор около 110 студентов изучают данный курс ежегодно. Согласно существующему учебному плану элективный курс предусматривает 36 часов аудиторной работы (18 часов – лекции и 18 часов – практические занятия). Принимая во внимание тот факт, что, по крайней мере, 70 студентов изучают элективный курс одновременно, одной из сложных задач оказалась организация эффективной работы во время практических занятий. Следовательно, важно было найти адекватные методы и подходы, чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение студентов-медиков [7]. Более того, мы стремились создать комфортную образовательную среду для студентов, которая способствует образовательному процессу.

Мы предположили, что смешанное обучение будет эффективным подходом при преподавании элективных гуманитарных курсов. Таким образом, смешанное обучение для преподавания элективного курса «Межкультурная коммуникация» было одобрено для студентов первого курса. Для всех курсов в виртуальном кампусе разработана система контрольных заданий. Она включает в себя обучающие, контрольные тесты, задачи, рефераты и т.д. в зависимости от программы дисциплины и варьируется от курса к курсу. Однако, студенты не получают доступ к итоговому тестированию, если они не изучили темы и не решили обучающие тесты по модулям курса. Тем не менее, студенты по своему желанию могут выбрать последовательность изучения тем внутри курса.

Общим элементом всегда остается электронное итоговое тестирование для студентов, изучающих дисциплины посредством смешанного обучения. Внутривузовское тестирование, проводимое в УГМУ на основе последовательного внедрения в учебный процесс электронного обучения и дистанционных технологий, трансформируется в направлении самообследования качества подготовки обучающихся в рамках додипломного образования [1].

Еще одним аспектом применения информационно-коммуникационных технологий для преподавания филологических дисциплин в медицинском вузе является проведение Интернет-соревнований.

Был создан новый образовательный проект, объединяющий изучение английского языка в сфере медицины и применение технологий электронного обучения, который заключался в организации и проведении межвузовской Интернет-олимпиады по английскому языку среди студентов первых курсов Уральского государственного медицинского университета в г. Екатеринбурге (УГМУ) и Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого в г. Красноярске (КрасГМУ) [3]. Формат олимпиады был выбран не случайно. Именно олимпиадный характер позволяет организовать образовательное соревнование таким образом, чтобы студенты максимально проявили и в дальнейшем развивали свои творческие способности в определенной области знаний. Также олимпиаду можно рассматривать как перспективный педагогический инструмент, способствующей профессиональной ориентации студентов и выявлению у них талантов.

Целью проведения Интернет-олимпиады было совершенствование качества подготовки студентов различных медицинских специальностей вузов – участников олимпиады и развитие творческого потенциала обучающихся путем повышения их уровня владения английским языком в сфере профессиональной коммуникации. К участию в олимпиаде были допущены студенты первых курсов медицинских специальностей УГМУ и КрасГМУ. Задачи проведения данного мероприятия были следующие: 1) совершенствование учебной и внеучебной работы со студентами; 2) повышение мотивации студентов к изучению английского языка; 3) улучшение воспитательной работы со студентами посредством английского языка; 4) интенсификация процесса профессионально-ориентированной языковой подготовки за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий и использования активных и интерактивных методов обучения; 5) выявление одаренной молодежи, способной составить инновационный кадровый потенциал для научно-исследовательской, лечебно-профилактической, организационной, педагогической, международной и других сфер деятельности в области медицины России, который, в свою очередь, способен обеспечить устойчивое развитие страны; 6) укрепление междисциплинарных и межфакультетских связей, как на внутривузовском уровне, так и между вузами - участниками олимпиады [3]. Не вызывает сомнения тот факт, что подобного рода творческие соревнования должны стать обязательными в современном вузе и проводиться на регулярной основе, обеспечивая максимальный охват заинтересованной аудитории благодаря использованию дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Хотя электронное обучение имеет очевидные преимущества, оно не может заменить очное общение с преподавателем и студентами, которое действительно является важным. В настоящее время мы предлагаем нашим студентам различные возможности выбора способа изучения дисциплины, как в аудитории, так и в виртуальном кампусе. Однако ограниченные технологические ресурсы не позволяют нам сделать использование виртуального кампуса обязательным для всех студентов. Следовательно, виртуальный кампус в нашей академии является дополнительным средством обучения.

Список литературы

  1. Куликов С.Н., Митрофанова К.А., Ивачев П.В. Развитие системы дидактического тестирования результатов обучения в медицинском вузе // Инновации в образовании. 2016. № 2. С. 111 – 123.
  2. Митрофанова К.А. Дистанционные образовательные технологии в медицинском университете для обучения иностранному языку // Дистанционное и виртуальное обучение. 2015. № 12. С. 11 – 21.
  3. Митрофанова К.А., Гаврилюк О.А., Чемезов С.А. Межвузовская Интернет-олимпиада по английскому языку: опыт организации и проведения // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 1. С. 100 – 106.
  4. Митрофанова К.А., Ивачев П.В., Кузьмин К.В. Электронные технологии учета учебных достижений студентов-медиков // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 156 – 161.
  5. Митрофанова К.А. Концепция филологического образования в неязыковом вузе на примере медицинского университета // Высшее образование сегодня. 2015. № 10. С. 57 – 59.
  6. Митрофанова К.А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. 2015. № 4. С. 60 – 72.
  7. Митрофанова К.А. Электронное обучение для преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 9. С. 12 – 18.
  8. Митрофанова К.А., Пенькова Е.А. Компетентностный подход в высшем образовании: подготовка профессорско-преподавательского состава // Инновации в образовании. 2015. № 6. С. 50 – 61.
  9. Митрофанова К.А., Сергеева Н.Н. Компетентность и интеграция в медицинских вузах // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 13 – 16.
  10. Сергеева Н.Н., Митрофанова К.А. Проблема филологического образования в неязыковых вузах // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 111 – 115.
  11. Mitrofanova Ksenia A. e-Learning for Teaching Humanities in Undergraduate Medical Education // Proceedings of The 7th International Multi-Conference on Society, Cybernetics and Informatics (IMSCI 2013), July 9 – 12, 2013 – Orlando, Florida, USA. – pp. 258 - 261.