Изменения в организации учебного процесса в первую очередь должны быть направлены на повышение качества подготовки специалистов, опираться на имеющийся опыт и традиции Российской высшей школы, учитывать требования проводимых реформ, а также новые возможности открывающиеся, например, при использовании современных информационных технологий [1]. Введение балльно-рейтинговой системы стало одним из новшеств в преобразованной системе менеджмента качества в высшем учебном заведении. Уральский государственный медицинский университет не стал исключением – разработка и использование балльно-рейтинговой системы стало обязательным условием преподавания любой дисциплины в вузе [3].
Система оценивания знаний студентов по пятибалльной шкале существовала всегда и, на наш взгляд, была эффективной и понятной как для студентов, так и для преподавателей. Однако реформирование в системе высшего профессионального образования не предоставляет возможности выбирать из традиционной системы оценивания и балльно-рейтинговой системы. Безусловно, стремление изменить систему, которая не приносила положительных результатов, является очевидным. Но в данный момент мы говорим о замене продуктивной и качественной системы оценивания знаний на менее понятную систему.
Во-первых, остается открытым вопрос о том, в чем существует необходимость введения балльно-рейтинговой, если итоговую оценку мы выставляем по классической пятибалльной шкале. Не является очевидным перевод баллов в привычные для нас оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». С какой целью мы обязаны использовать балльно-рейтинговую систему, если в итоге знания студентов оцениваются по традиционной шкале?
Во-вторых, балльно-рейтинговая система, как система оценивания знаний студентов, не должна предусматривать 100% посещаемости аудиторных занятий студентами. Мы, прежде всего, оцениваем приобретенные студентами знания, умения и навыки. Как существует множество индивидуальных методик преподавания дисциплин, так и существует большое количество способов получения необходимых знаний вне аудиторий. Более того, система высшего профессионального образования предполагает то, что студенты способны работать самостоятельно.
В-третьих, остается открытым вопрос о так называемом «получении дополнительных баллов». В настоящее время система дополнительных баллов настолько сильно различается от дисциплины к дисциплине и от кафедры к кафедре, что студент не в состоянии понять и запомнить требования по каждой конкретной дисциплине.
В связи с введением балльно-рейтинговой системы для оценки знаний студентов и проблемами, возникшими не только у студентов, но и у преподавателей, представляется необходимым и очевидным разработка единой системы оценивания знаний студентов в вузе [2, 15].
Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы при обучении иностранным языкам в медицинском вузе показал несостоятельность этой системы при оценивании знаний студентов. В первую очередь, это обусловлено тем, что на протяжении многих десятилетий коммуникативный подход является общепринятым при обучении иностранным языкам [4, 7]. Данный подход подразумевает то, что все основные виды деятельности, а именно чтение, письмо, говорение и аудирование должны постоянно присутствовать в процессе обучения. Все эти виды деятельности опираются на определенный лексический материал, грамматику, синтаксис, морфологию и т.д. [11, 12]. Предложенная на данном этапе балльно-рейтинговая система не может оценить приобретение студентами навыков говорения, аудирования, письма и чтения, которые являются показателями иноязычной коммуникативной компетентности студентов. Внедренная балльно-рейтинговая система направлена на оценку полученных знаний лексики, грамматики и т.п., а не на оценку приобретенных студентами навыков.
В настоящее время благодаря разработке методического комплекса для дистанционного обучения иностранному языку («Английский язык для студентов медицинских специальностей» К.А. Митрофанова, Н.Н. Сергеева) мы пытаемся внедрить балльно-рейтинговую систему для студентов, которые обучаются как в аудитории, так и дистанционно [5, 13]. Мы пришли к следующим промежуточным результатам:
- Внедрение дистанционного обучения наряду с аудиторными занятиями позволяет оценить каждого студента на каждом занятии с точки зрения поставленных задач, так как многие задания можно выполнить в электронном виде и отправить на проверку преподавателю. При обычном обучении только в аудитории это не представляется возможным в группах, где обучаются более 15 человек.
- Разработанная методика дистанционного обучения позволяет студентам оценить свой уровень приобретения того или иного навыка благодаря разработанным заданиям для самоконтроля, тем самым это способствует тому, что они успешнее проходят итоговый контроль по сравнению с другими группами.
- Дистанционное обучение не может заменить полностью очное общение с преподавателем, однако, оно способствует лучшему усвоению знаний и приобретению навыков, необходимых для коммуникативной компетентности.
При обучении студентов дистанционно внедрение балльно-рейтинговой системы кажется более очевидной, так как такой способ обучения позволяет оценивать знания и навыки всех студентов практически после каждого занятия или после выполнения всех необходимых заданий. При такой методике обучения выставление баллов за 100% посещаемость теряет смысл, что не противоречит принятым образовательным стандартам, поскольку должны оцениваться в первую очередь знания, умения и навыки студентов, которые являются составляющими компетентностного подхода.
Компетентностный подход в медицинском образовании [6] подразумевает формирование соответствующих компетенций, ключевой из которых является коммуникативная компетенция [9, 10]. Коммуникативная компетенция формируется посредством преподавания гуманитарных дисциплин студентам-медикам на протяжении всего курса обучения [8]. Данный аспект в современных условиях может быть реализован только с помощью электронных образовательных технологий и развития системы дистанционного обучения [18].
Следовательно балльно-рейтинговая система должна применятся с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что позволит не только эффективно осуществлять контроль [15], но и поддерживать диалог между студентами и преподавателями [16].
Также поскольку внедрение балльно-рейтинговой системы в вузе является неизбежным, мы предлагаем создать единую балльно-рейтинговую систему для университета в целом. Для создания единой системы необходимо взять в основу тематический принцип, который является наиболее понятным и очевидным. Любая дисциплина в вузе делится на определенные темы, которые предусматривают усвоение необходимого материала. Количество данных тем должно быть единым для всех дисциплин в течение семестра, что позволит студентам легче ориентироваться в балльно-рейтинговой системе. Также «дополнительные баллы» студенты должны получать за одинаковые виды деятельности, проводимые в рамках преподаваемой дисциплины. Мы предлагаем за основу взять научно-исследовательскую и воспитательную работу. Также интересным аспектом может стать соревновательная учебная деятельность между вузами, такие как олимпиады и конкурсы [14].
Разработка единой балльно-рейтинговой системы может сделать ее более эффективной и прозрачной. Студенты и преподаватели будут иметь четкое представление о том, за что и на каких основаниях выставляются баллы в рамках той или иной дисциплины. Для качественной разработки и внедрения единой балльно-рейтинговой системы преподаватели должны обладать методической компетенцией [17, 20], а также быть готовыми к осуществлению преподавательской деятельности посредством дистанционных и информационно-коммуникационных технологий [25].
В сложившихся условиях преподавания гуманитарных, и в частности филологических, дисциплин студентам-медикам мы сталкиваемся с необходимостью ориентации будущих врачей на приобретение общекультурных компетенций [21, 22], которые составляют важную часть компетентности медицинского специалиста [23]. Мы сталкиваемся с необходимостью внедрения дополнительного лингвистического образования в медицинском вузе [19], поскольку проблема интегрированного филологического образования в медицинских университетах остается не решенной [24].
Не смотря на очевидную пользу гуманитарных наук, и филологических в частности, в системе высшего медицинского образования, им отводится незначительное количество времени в учебном процессе, которое часто ограничено первыми двумя годами обучения в медицинском вузе. Более того, большинство дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла преподаются отдельно друг от друга и между ними не установлены междисциплинарные связи. В данных обстоятельствах студенту сложно приобрести системные фундаментальные знания и развить соответствующие компетенции.
Одним из основных подходов в преподавании гуманитарных дисциплин в медицинском вузе может стать интеграция. Причем она должна быть реализована как вертикально, так и горизонтально. Вертикальная интеграция предполагает, что студентам очевидна связь между дисциплинами, которые изучаются друг за другом, и они находят применение полученным знаниям, умениям и навыкам в рамках одной дисциплины в процессе обучения следующей за ней дисциплине, в то время как при горизонтальной интеграции такая связь прослеживается в процессе параллельного преподавания дисциплин. Однако интегративный подход, не смотря на свою кажущуюся простоту, достаточно сложно реализовать в реальных условиях обучения в медицинском вузе. Его воплощение в жизнь требует существенных административных и преподавательских ресурсов. Эффективно функционирующая универсальная для вуза методика балльно-рейтинговой системы может способствовать лучшей интеграции дисциплин в медицинском вузе.