Развитие малого бизнеса в сфере текстильной промышленности

№43-1,

Экономические науки

В статье обосновывается необходимость развития малого и среднего предпринимательства в сфере текстильной промышленности. Автором уточнены современное состояние малого бизнеса, прослеживает взаимосвязь предпринимательства и промышленности. Обоснованы конкретные практические инструменты развития малого бизнеса в текстильной промышленности.

Похожие материалы

В экономической политике Российской Федерации в сфере промышленности все чаще встаёт вопрос о недостаточном внимании к малому бизнесу, потому как существует необходимость более широкого использования данного ресурса в процессе модернизации отечественной экономики. Несмотря на многие проблемы, малый бизнес имеет весомое значение для обеспечения социально-экономической стабильности и стимулирования инновационной деятельности в сфере промышленного производства. [6] Из этого и вытекает необходимость развития и поддержки малого бизнеса как стратегически значимого компонента российской промышленности, в том числе текстильной. Обусловлено это также тем, что малый бизнес способен к созданию дополнительных условий для развития промышленного производства и стимулирует приток инвестиций в реальный сектор экономики.[11]

В настоящее время, модернизация и диверсификация экономики выдвигает развитие сферы малого бизнеса на первый план. Малые предприятия, которые функционируют в различных отраслях народного хозяйства, имеют, как правило, более высокий уровень деловой и инновационной активности в сравнении с крупными.[5] Этот факт подтверждает актуальность рассмотрения экономических возможностей малого бизнеса при формировании и реализации национальной промышленной политики, поскольку малые предприятия, которые потребляют местные ресурсы и реализуют свою продукцию преимущественно на местном рынке, в настоящее время выступают в роли катализатора социально-экономического развития страны. [13, с. 36]

Вопросы взаимодействия промышленных предприятий и субъектов малого бизнеса являются предметом исследования многих отечественных экономистов. Работы А.В. Аверина, А.Н. Алексеева, А.В. Виленского, Д.Е. Морковкина, В.С Радугиной посвящены этим вопросам. В последние годы появилось значительное количество публикаций, в которых рассматривается развитие лёгкой промышленности, в частности в сегменте малого бизнеса. Этой проблеме посвящены работы И.А. Бакиевой, И.А. Гринина.

Одной из основных проблем развития предпринимательства являются низкие темпы роста количества малых предприятий в промышленности. Этот факт крайне важен для субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в лёгкой промышленности. Их развитие имеет большое социальное значение в целях обеспечения занятости.

Опыт показывает, что становление системы развития малого бизнеса в промышленности представляет собой сложный и длительный процесс. Его основу должна представлять собой соответствующая законодательно-нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его государственной поддержки и процедуры принятия решений. [10, с. 25]

Необходимо отметить, что разработку и внедрение действенного механизма поддержки малого бизнеса в промышленности следует осуществлять на базе глубокого анализа его сущности и выявления основных тенденций и закономерностей развития. Несмотря на то, что данная проблема уже длительное время является предметом углубленного внимания экономистов, процесс функционирования малых и частных предприятий в лёгкой промышленности требует более глубоких исследований.

Малое предприятие является одним из множества компонентов малого бизнеса. Следовательно, малый бизнес является особым сектором экономики, который образует совокупность малых предприятий и в этом плане малый бизнес выступает как специфическая общественная форма производства в условиях рынка. Таким образом, малое производство как особый размерный уклад даёт характеристику организационно-технической стороне производства, а малый бизнес является его социально-экономическим показателем. [7, с. 344]

Промышленное предпринимательство как экономическое явление представляет собой совокупность отношений, возникающих при организации предпринимателями своего дела, связанного с производством товаров и получением желаемого результата в виде прибыли. Эти отношения объективно возникают между предпринимателями, как хозяйствующими субъектами, а также между предпринимателями и другими субъектами рынка, такими как потребители, поставщики всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т. п.), банки, наёмные работники и, наконец, государство в лице соответствующих органов управления. [3]

Существует множество факторов, тормозящих развитие малого бизнеса в промышленности, они являются как общими для предпринимательства в целом, так и сугубо специфическими для малых предприятий, действующих в отдельных промышленных отраслях. Общие проблемы возникают по причине того, что предпринимательство нуждается в определённых правовых, экономических, социальных и организационных условиях. [9, с. 247]

Если говорить о проблемах, существующих в конкретном сегменте, т.е. в сфере текстильной промышленности, то можно выделить следующие проблемы и направления их решения:

  1. Улучшение инвестиционного климата в лёгкой промышленности. Льготы, предоставляемые малым предприятиям, на сегодняшний день, не приводят к достижению желаемого инвестиционного климата в отрасли. В частности, существует ряд недостатков в механизме осуществления внешнеэкономической деятельности, а также существует дополнительное препятствие в виде высокого уровня таможенных платежей.[2] Если сравнивать объем затрат на осуществление экспортно-импортных операций в развитых странах и в России, то на сегодняшний день эти затраты для наших промышленных предприятий значительно выше.
  2. Организация процесса экспорта и импорта продукции лёгкой промышленности. [4] Для формирования благоприятной конкурентной среды между местными и иностранными предприятиями, функционирующими в лёгкой промышленности, необходимо обеспечить им равноправный доступ к исходному сырью. Если у местных предприятий не будет в достаточном количестве необходимого сырья для производственных нужд, они будут вынуждены покупать его у импортёров за иностранную валюту, что повлечёт за собой ухудшение финансового состояния местных производителей. [14]
  3. Налогообложение субъектов малого бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере лёгкой промышленности. На сегодняшний день одна из проблем возникающая перед субъектами малого бизнеса, функционирующими в отрасли лёгкой промышленности - применяемый порядок налогообложения. Во множестве случаев, упрощённый порядок уплаты налога единым налоговым платежом влечёт за собой уменьшение уровня налогового бремени для малых предприятий. [14]

В заключении, хотелось бы отметить - для того чтобы усилить существующие тенденции развития малого бизнеса в сфере текстильной и лёгкой промышленности целесообразно оценивать государственную поддержку малых предприятий лёгкой промышленности в качестве одного из приоритетов промышленной политики, так как без этого система поддержки малого бизнеса, в том числе и в сфере промышленности, является неполной и недостаточно эффективной.

Список литературы

  1. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.
  2. Алексеев А.Н. Система организации внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. 2015. № 1.
  3. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
  4. Алексеев А.Н. Управление внешнеторговой деятельностью предприятий текстильной промышленности//Транспортное дело России. 2015. № 4. С. 58-59.
  5. Алексеев А.Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт/В сборнике: Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 8-15.
  6. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  7. Бакиева И. А. Развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в лёгкой промышленности// Молодой учёный. 2015. №7. С. 344-346.
  8. Ведров Е.С., Петухов Д.В., Алексеев А.Н. Маркетинговые исследования. Москва, 2010. 242 с.
  9. Виленский А. В. Особенности российского малого предпринимательства // Экономический журнал ВШЭ. 2004. Т. 8. № 2. С. 246–256
  10. Гришин И.А. Особенности развития малого предпринимательства в российской промышленности // Российское предпринимательство. 2006. № 7 (79). С. 24-29.
  11. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов// Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60). С. 51-60.
  12. Рагулина Ю.В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 633-635.
  13. Радугина В.С. Государственная поддержка как фактор ускорения инвестирования средств в развитие малых предприятий// Российское предпринимательство. 2009. № 4. С. 35-39.
  14. Стратегия развития лёгкой промышленности России на период до 2020 года. [Электронный ресурс] http://www.minpromtorg.gov.ru
  15. Флеров О.В. Мотивация, лояльность и корпоративная культура в условиях безработицы и сокращений в эпоху социально-экономической неопределённости//Политика и общество. 2015. № 7. С. 919-929.