Особенности внутреннего контроля в бюджетных организациях

№43-1,

Экономические науки

Данная статья посвящена особенностям организации и проведения внутреннего контроля в некоммерческой организации (например, некоммерческое партнерство). В статье дано понятие внутреннего контроля, рассмотрены его цели и направления проведения, названы типичные недостатки ошибки при проведении контрольных процедур по поступлению и расходованию целевых средств в некоммерческую организацию.

Похожие материалы

Система внутреннего контроля практически существует в каждой организации. Однако в одних организациях она функционирует эффективно, а в других – нет.

6 декабря 2011 года принят Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором отдельный раздел посвящен организации внутреннего контроля. Организовать и осуществлять внутренний контроль

совершаемых факторов хозяйственной жизни теперь должен каждый экономический субъект, а внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности должна организовывать и осуществлять организация, подлежащая обязательному аудиту (п.2 ст.19 Закона №402 – ФЗ). Закон вступил в силу с 1 января 2013 г., и, следовательно, с этой даты в организациях должны были появиться специальные отделы или службы, которые должны заниматься вопросами внутреннего контроля.

В настоящее время под контролем понимают – комплексное изучение деятельности организаций и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной информации и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внутренний контроль – это процесс, осуществляемый совместно руководством и иными работниками общества и призванный обеспечить разумную гарантию достижения следующих целей общества: достоверность финансовой отчетности, эффективность деятельности и соблюдение обществом требований законодательства.

Главной целью внутреннего контроля является информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия правильных и эффективных управленческих решений. К другим целям такого контроля можно отнести: соблюдение политики руководства каждым работником организации, обеспечение сохранности имущества, в том числе денежных средств и других материально – производственных запасов, обеспечение эффективной работы организации в целом.

Для достижения вышеперечисленных целей необходимым условием является согласованность системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля, так как система двойной записи, лежащая в основе системы бухгалтерского учета, определяет порядок регистрации хозяйственных операций и обеспечивает надлежащий контроль.

В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция, должен осуществляться на всех уровнях управления.

Процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности операций, в защите файлов и активов, будут достигнуты и что система бухгалтерского учета имеет надежную финансовую информацию.

Если в организации организована служба внутреннего контроля, то она должна быть эффективной. При этом необходимо оценивать эффективность внутреннего контроля не по количеству проведенных проверок и суммам выявленного ущерба, а по тому, насколько работа и рекомендации этой службы способствовали более эффективной работе данной организации.

Информация, являющаяся результатом осуществления внутреннего контроля в некоммерческой организации, необходима всем внутренним пользователям, в том числе руководителям и менеджерам организации.

В каждой организации руководство должно самостоятельно устанавливать состав, сроки и периодичность проводимых контрольных процедур. Главный принцип организации внутреннего контроля – целесообразность, эффективность и экономичность.

При этом важно понимать специфику деятельности некоммерческих организаций. Такая деятельность должна соответствовать уставу, а при наличии и коммерческой деятельности у данной организации, доходы и расходы должны отражаться в бухгалтерском учете раздельно.

В уставной деятельности некоммерческой организации выделяют две составляющие: получение и расходование средств.

Контроль поступления целевых средств заключается в подтверждении того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности, а также в проверке прочих доходов некоммерческой организации.

Основным направлением в проведении внутреннего контроля в некоммерческой организации является контроль расходования целевых средств. При этом необходимо контролировать соответствие бухгалтерских записей первичным документам, а также все расходы на содержание организации.

При проведении контрольных процедур в некоммерческих организациях могут быть выявлены следующие недостатки и ошибки:

  • несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут быть изъяты в доход государственного бюджета;
  • неэффективное планирование доходной и расходной части сметы (бюджета);
  • нецелевое использование денежных средств;
  • неправильное оформление членства и поступление членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие средства могут быть признаны прочими доходам, и организации придется платить налог на прибыль;
  • несоблюдение требований юридических и физических лиц, от которых поступили средства;
  • использование средств целевого финансирования на расходы, не подтвержденные документально;
  • формальное проведение расчетов с контрагентами;
  • ошибки и недочеты в оформлении расходования средств на заработную плату, командировки, на проведение конференций и т.д.

Все эти ошибки могут исказить остаток по счету 86 «Целевое финансирование», что может существенным образом сказаться на платежеспособности некоммерческой организации, ее способности продолжать деятельность в обозримом будущем.

В целом, можно сделать вывод о том, что внутренний контроль над целевым использованием полученных и правильно израсходованных средств является наиболее значимым для некоммерческой организации.

Проводимые в некоммерческой организации мероприятия по организации и проведению внутреннего контроля должны давать уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, законности, целесообразности и других операций будут достигнуты, и что система бухгалтерского учета и отчетности будет достаточно достоверно отражать финансово – хозяйственную деятельность некоммерческой организации.

Список литературы

  1. Нестеренко А.В., Бездольная Т.Ю. Особенности организации и проведения ревизионных проверок по инициативе правоохранительных органов. В сборнике: Модели управления производством и совершенствование информационных технологий 2010. С. 68-70.
  2. Скляров И.Ю., Склярова Ю.М., Нестеренко А.В., Бездольная Т.Ю., Башкатова Т.А., Галилова Р.И.АУДИТ практикум, направление "Экономика" / под ред проф., д.э.н. И. Ю. Склярова. Ставрополь, 2014.
  3. Нестеренко А.В., Колобова Т.Ю. Целесообразность повышения условий качества аудиторских проверок //В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА74-я научно-практическая конференция. 2010. С. 26-29.