Основные проблемы и особенности перехода России на международные стандарты аудита

NovaInfo 42, с.193-196
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы и способы внедрения международных стандартов аудита в России на современном этапе развития экономики.

Ключевые слова

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ, ПРАВИЛА, ВНЕДРЕНИЕ, ЭКОНОМИКА, АУДИТ

Текст научной работы

Слово «внедрение» в русском языке часто означает проникновение чего-то в среду, которая активно сопротивляется этому проникновению. Такая ситуация хорошо отражает попытки внедрить международные стандарты аудита (МСА) в работу российских аудиторов. Итак, возникает вопрос: «А следует ли внедрять МСА в России?»

Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности (НСФО) и Международная федерация бухгалтеров 11 декабря 2013 г. подписали соглашение об официальном переводе МСА на русский язык [3]. Это принятый во всем мире свод норм и правил, которыми должен руководствоваться аудитор в профессиональной деятельности.

Актуальность статьи в первую очередь обусловлена тем, что до 2015 г. международные стандарты аудита не имели официального признания в России. Бухгалтерская отчетность – и российская, и международная, которая имеет признание в России, – сегодня аудируется в соответствии с национальными стандартами аудита. Чтобы логически завершить процесс перехода на международный язык бухгалтерского учета и отчетности, требуется принять международные стандарты аудита в качестве официальных документов.

Для анализа состояния стандартизации в России и проблем перехода на МСА, рассмотрим состояние стандартизации аудита в переходный период, проанализируем федеральные стандарты и их преемственность с МСА, а также проблемы стандартизации в России.

В мировой практике качественным признается аудит, который соответствует принятым в соответствующей стране стандартам и принципам работы. В России понятие федеральных правил (стандартов) и обязательность их применения в нормативных актах было определено только после принятия федерального закона от 30.12.2008 №307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности»[1].

Аудиторская деятельность – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Ранее складывалась практика, что качественный аудит – это аудит, после которого не были выявлены нарушения законодательства налоговой инспекцией.

В настоящее время федеральный закон №307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет качество работы аудиторов степенью соблюдения утвержденных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные на основе МСА, утвердили важную общественную функцию аудита: подтверждение или не подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности, на основе которой впоследствии пользователи этой отчетности могут принимать решение о ведении дел с данным экономическим субъектом. Так как в настоящее время проводимый международный аудит не попадает в правовое поле нормативного регулирования аудиторской деятельности в России, формально аудиторское заключение по МСА может выдать любой аудитор. Очевидно, что придание легитимности МСА будет способствовать соблюдению общественных интересов и повышению доверия к аудиту[2].

МСА давно требуют легализации в Российской Федерации. Фактически только международный аудит вызывает доверие у пользователей международной финансовой отчетности. МСА являются обобщением лучшей мировой практики, однако и с этим можно поспорить.

У данной точки зрения есть противники, которые считают, что специфика России и нынешний уровень ее экономического развития делают нецелесообразным или невозможным применение в нашей стране МСА или местных стандартов, основанных на МСА. И с этим нельзя не согласиться, большинство клиентов гораздо сильнее заинтересовано в налоговых проверках и оптимизации налогов, чем в подтверждении достоверности своей финансовой отчетности, тем более, что для экономии на налогах выгоднее иметь заведомо недостоверную отчетность.

Высококвалифицированных инвесторов, которые действительно анализировали бы баланс и данные отчета о финансовых результатах для принятия решения об инвестировании, у нас практически нет. Даже клиенты, не связывающиеся с «черными» (заведомо недобросовестными) аудиторами, зачастую не готовы платить им те реальные денежные суммы, в которые может обойтись аудит по стандартам. Ведь переход на МСА означает для российских аудиторов прежде всего дополнительное обучение персонала, что создаст определенные сложности, поскольку потребует дополнительных затрат и не все организации к этому готовы[3].

Итак, рассмотрен вопрос о переходе России на МСА и основные на наш взгляд проблемы. Теперь поговорим о взглядах специалистов на то, как именно следует внедрять МСА.

Приоритетные направления развития науки и образования

Здесь возможны два подхода: постепенный и силовой. Сторонники постепенного подхода приводят в пример аудит, который начал формироваться на Британских островах 150 лет назад. Они предлагают, чтобы переход к стандартам осуществлялся по мере возникновения потребностей в аудите по стандартам, т.е. по мере развития экономики, появления квалифицированных инвесторов и пр. Значительная роль в подготовке, пропаганде и собственно внедрении стандартов отводится общественным организациям аудиторов.

Таким образом, предположительно клиенты сами не захотят иметь дело с аудиторскими фирмами, которые работают не по стандартам, а общественные организации будут избавляться от таких аудиторов из своих рядов.

Можно предположить, что при внедрении МСА в России должны применяться элементы принуждения. Это неизбежно в условиях, когда многие клиенты не понимают сущности МСА, а во многих случаях не заинтересованы в проведении аудита, основываясь именно на них. Кроме того, аудиторы России еще не имеют традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитых странах этическими нормами, а работа по МСА объективно ведет к усложнению и удорожанию аудита и, следовательно, ухудшает позиции аудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает в работе стандарты.

Таким образом, можно заключить, что переход на МСА очень емкий и трудоемкий процесс с множеством нюансов и различными точками зрения, и отведенным Российским законодательством временем, т.е. два года с даты признания МСА Правительством РФ может оказаться недостаточно.

Для перехода на МСА потребуется не менее четырех:

  1. в первые два года осуществлять повышение квалификации и обучение аудиторов в соответствии с МСА;
  2. последующие два года вести аудиторские проверки в соответствии с МСА, но в пробном режиме, по желанию организаций с возможностью применения национальных стандартов аудита;
  3. проведение анализа эффективности применения МСА в России по сравнению с российскими стандартами по истечению четырех лет;
  4. в случае выявления эффективности применения МСА в России признать МСА для официального обязательного применения [4].

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 №307‐ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности»,
  2. Информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014 «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 №307‐ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
  3. Нестеренко А.В., Колобова Т.Ю. Целесообразность повышения условий качества аудиторских проверок // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И АУДИТА74-я научно-практическая конференция.2010.С.26-29,
  4. Нестеренко А.В., Чепракова Т.Н. Условия повышения качества аудиторских проверок. Сборник: Конкуренция на российских рынках: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической клнференции.-2006.-С.345-348.

Цитировать

Коломейцева, А.С. Основные проблемы и особенности перехода России на международные стандарты аудита / А.С. Коломейцева, А.В. Нестеренко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 193-196. — URL: https://novainfo.ru/article/4963 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться