Снижение численности правонарушений несовершеннолетних на примере Омской области

№43-1,

Юридические науки

В данной работе автор рассматривает снижение численности правонарушений несовершеннолетних на примере Омской области. Статья основывается на федеральных и региональных законах в этой области, а в качестве источника используются официальные статистические данные правовой статистики.

Похожие материалы

В настоящее время Омская область, как и вся Россия, находится на пути мирового развития, но вместе с тем, существует очень много проблем в сфере социальных, экономических и других отношений. Одним из таких проблем является вовлеченность несовершеннолетних в преступления, а так же, как следствие совершение ими правонарушений. Подрастающее поколение – это наше будущее, поэтому для того, чтобы правонарушения и преступность не возрастала, нужно предотвращать правонарушителей с раннего возраста.

Исходя из этого, возникает потребность в поисках эффективных путей решения данной проблематики. Для образовательных учреждений характерна огромная роль социальных педагогов и психологов, так как именно они оказывают первую помощь, это, прежде всего правовая защита несовершеннолетних, так же с ними проводится воспитательная работа. Как отмечает Е. К Федотова, что «современное общество должно обеспечить необходимые меры и способы для работы с несовершеннолетними, которые нарушили закон, но при этом не полагаться на крайние решения, основанные только на жестком наказании либо лишении свободы» [4, с.96].

Рассматривая состояние правонарушений среди несовершеннолетних на территории Омской области и Омска, можно отметить, что в период на 2015 начала 2016 годов деятельность органов и учреждений системы профилактики на территории региона велась с учетом приоритетных направлений государственной стратегии в интересах детей. В том числе, проводились профилактические мероприятия с несовершеннолетними, которые совершили то или иное правонарушение.

Хочется отметить и тот факт, что в муниципальных районах города Омска, зачастую привлекают общественность, волонтеров и народные дружины, но наиболее важными все же остаются как местное самоуправление, так и органы государственной власти. Все профилактические мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным Законом № 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором прописываются основы правового регулирования отношений, которые возникают в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же многие другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Омской области, настоящий Закон, другие областные законы и иные нормативные правовые акты Омской области [1].

На территории Омской области в сфере правонарушений несовершеннолетних постоянно обновляются и принимаются региональные законы, например одним из таких является - Закон Омской области от 6 ноября 2014 года № 1676-ОЗ «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области», данный закон устанавливает систему комиссий на территории Омской области, порядок их образования, деятельности и полномочий [2].

Так же целях усовершенствования областного законодательства в данной сфере были приняты и другие областные законы, такие как: Закон Омской области от 28 июля 2014 года № 1653-ОЗ О внесении изменений в Закон Омской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» [3].

Изучая статистику нескольких лет по показателям совершенных правонарушений несовершеннолетними по всей России, то можно сделать вывод о том, что в Омске показатели существенно ниже, чем в других регионах страны. Так, например, с 2010 - 2011 годов, когда количество детей совершивших противоправные деяния составляло около 1275 человек, то далее можно наблюдать стремительное уменьшение данного показателя, в 2012 году – 2013 – около 1034 человек, в 2014 – 2015 годах – 811, то «к началу 2016 года произошел резкий спад, так как составляет 67 человек» [5]. Это обуславливается тем, что региональные и федеральные органы власти направляют все усилия, для пресечения данных правонарушений.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что особую роль в пресечении правонарушений имеют профилактические работы, когда вовремя выявляются и устраняются различные неблагоприятных обстоятельств, так как вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная социально - педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
  2. Закон Омской области от 6 ноября 2014 года № 1676-ОЗ (ред. от 16.12.2015) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области» // Постановление Законодательного Собрания Омской области от 23.10.2014 N 267.
  3. Закон Омской области от 28 июля 2014 года № 1653-ОЗ «О внесении изменений в Закон Омской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области» // Постановление Законодательного Собрания Омской области от 17.07.2014 N 185.
  4. Федотова Е.П. Региональная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Ресурсы и проблемы // Информационная безопасность регионов / Е.П Федотова. - 2014. - № 2. - С. 94-98.
  5. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. - URL: http://www //crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения 07.04.2016).