Ментальные карты как средство реализации принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку на занятиях в университете

NovaInfo 43, с.201-203, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены методические аспекты применения технологии ментальных карт в процессе обучения иностранному языку. Выявлены возможности ментальных карт как дидактического средства в реализации методов обучения, связанных с различным характером учебно-познавательной деятельности. Определены условия эффективности ментальных карт в учебном процессе и сформулированы методические правила их использования на учебном занятии.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА, УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ

Текст научной работы

При переходе общего образования на стандарты нового поколения неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя становится формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). В этом заключается моя главная задача как педагога. Студент должен научиться осмысливать полученные знания и уметь ими пользоваться в повседневной жизни. В настоящее время есть огромное количество возможностей получить информацию. Я использую на своих собственных занятиях со студентами различных направлений не только различные учебные фильмы, но и также и современные аутентичные учебно-методические комплексы известных британских издательств Сambridge, Oxford, Macmillan, Pearson Longman. Кроме всего мною используются аутентичные материалы из BBC, различные профессиональные подкасты, если речь идет о ESP (English for Special Purposes). Студент должен научиться ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, рефлексировать свои действия и использовать полученные знания на практике. Таким образом, чтобы ребенок был на уроке не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса, я применяю системно-деятельностный подход, который основывается на таких принципах как принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности и принцип творчества. Универсальные учебные действия также разработаны на основе системно-деятельностного подхода.

Существенное место в преподавании английскому языку, на мой взгляд, должны занимать метапредметные учебные действия, т.е. умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Я считаю необходимым научить ученика правильно ориентироваться в информационном пространстве, находить нужный материал и использовать его для решения выполняемой задачи. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему «оторванности» друг от друга разных научных дисциплин, и как следствие, учебных предметов.

Для реализации принципа метапредметности на занятиях английского языка я использую приём «составление ментальных карт (mind maps)». Методика работы с интеллектуальными картами была разработана британским психологом, физиологом, телеведущим и писателем Тони Бьюзенем. Предложенные им способы рационального использования интеллекта основывались на изучении физиологии работы мозга. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое). Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно: 1) упорядочить мыслительный хаос, 2) запомнить большой объём данных, 3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.

Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга.

Читайте также

Список литературы

  1. Арефьева Г. И. Рифмовки и скороговорки на английском языке. – М., “Просвещение”, 2001.
  2. Гарипов Э. Применение ментальных карт для преподавания на примере Cisco CCNA Exploration [Электронный ресурс] // Харбахабр. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/140644/ (дата обращения 10.04.2016)
  3. Клементьева Т.Б. Счастливый английский. – Обнинск: Титул, 2002.
  4. Никитенко З. Н. О содержании национально-культурного компонента в обучении иностранному языку.
  5. Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. – М., “Вако”, 2007.
  6. Ментальные карты. http://kolesnik.ru/2005/mindmapping/
  7. История мишек teddy. http://teddy-love.ru/info/history-of-teddy-bear.html

Цитировать

Нурхамитов, М.Р. Ментальные карты как средство реализации принципа метапредметности в процессе обучения английскому языку на занятиях в университете / М.Р. Нурхамитов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 201-203. — URL: https://novainfo.ru/article/5091 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться