Семья как социальный институт: прошлое и настоящее

№43-1,

Социологические науки

В статье рассматривается семья как социальный институт в его эволюционном развитии. Современная семья находится в состоянии перехода от старых образцов поведения и установок на жизненные ценности, от прежних форм отношений к новым.

Похожие материалы

Семья – это важное понятие, которое сопровождает человека в течение всей его жизни. Значимое и сложное значение этого слова влияет как на характер человека, так и на его специфику в жизни, поэтому изучением семьи занимается много ученых и понятий данного социального института огромное количество.

По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений, которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близких людей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой, связаны брачными и родственными отношениями. Общностью быта, и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводстве населения». Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственном потенциале [1; 11].

С.И. Ожегов: «Семья – группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей сплоченных общими интересами» [2].

На создание микроклимата семьи влияют внутренние и внешние факторы. К внешним относятся совокупность материальных и духовных условий, существующих в обществе. Это определяет межличностные отношения в обществе, коллективе, семье. Действия и проявления внутренних факторов наблюдаются на уровне межличностных отношений через реализацию взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений. К внутренним факторам, способствующим успешной деятельности семьи, относятся индивидуальные психологические особенности семейных партнеров: это интеллектуальные, характерологические и социально – психологические особенности супругов [3].

В. Сатир считает, что в настоящее время существует два типа семей: зрелая семья и проблемная семья. Зрелая семья живет своей особой неповторимой жизнью, при этом имеют много общего в построении отношений друг с другом. Проблемные семьи также имеют много общего, независимо от проблем. В. Сатир рассматривает эти два типа семей. Проблемная семья видна сразу. Она холодная в отношениях друг с другом, дискомфортная. В такой семье каждому члену семьи одиноко, грустно и тоскливо. В такой семье чувствуется напряжение. При этом они могут быть по отношению друг к другу вежливыми и предупредительными. По мнению В. Сатир это происходит потому, что все источники жизни блокированы.

На мой взгляд, в проблемных семьях людям тяжело находиться друг с другом. Нет ласки, тепла, взаимной любви. Отношения холодны и тяжелы. Проблемные семьи видны сразу, их лица, тело, абсолютно все показывает мрачность данных отношений и печаль.

Зрелая семья отличается многим. Это и место, в котором приятно находиться всем членам семьи, это и чаепития, и долгие душевные разговоры, и путешествия, и совместные выходные на природе. В зрелой семье видно, что люди любят друг друга, что они не случайно попали в эту семью. Что у каждого члена этой семьи есть ответственность перед родными, и каждый из них чувствует себя защищенным, уважаемым и любимым. Зрелая семья все решения принимает, обдумывая друг с другом, конфликты отсутствуют, разногласия минимальны. Каждый из членов пытается конструктивно решать вопросы и находить компромисс. Родители в таких семьях ребенка оценивают как дар, ценность, которая им подарена свыше.

Пример зрелой семьи – идеален, в наше время кажется, что и не осталось таких семей, которых отличает преданность и сотрудничество, общее дело, гибкость отношений. Во времена рынка и товарных отношений понятие семьи будто улетучилось. Любовь человеческая ушла на задний план, уважение отсутствует [4].

Почему произошла такая деградация понятия семьи. Что представляет собой «семья», и какова ее главная функция в современном обществе? Я попытаюсь разобраться. Для этого углубимся в далекие времена, где семейные узы не были узаконены официально, а семья представляла собой сообщество людей, связанных территориально и одной единой идеей, а именно добывания пищи и ночлега.

Во времена первобытного строя, семей не было, люди делились на мужчин и женщин, у каждого были свои определенные функции, каждый занимался своим делом. Однако в этот период существования человечества был свой порядок, свои правила, своя система взаимоотношения полов. Хаоса, анархии и отсутствия порядка внутри общества никогда не было [5].

Если говорить о создании семьи в более поздний период, то видим, что семья создавалась путем продажи невесты или кражи, любовь и взаимная симпатия не всегда существовала на начальном этапе. «Стерпится – слюбится» – девиз создания семьи в древнерусском государстве. Фактически семья и род были неразделяемыми понятиями. Быт и семья были подчинены патриархальным отношениям. Мужчина – добытчик, кормилец и защитник традиционно противопоставляется женщине – матери, хранительнице домашнего очага. В ведении мужчины находилась внешняя жизнь, общественные связи, в ведении женщины – весь уклад и внутренний мир семьи. Такой вид семьи и является традиционным, когда женщина, придя в новый для себя дом, принимала роль хозяйки и несла на себе всю хозяйственную деятельность [6; 7; 9].

В советский период понятие брака претерпело много изменений. Был разрушен старый институт брака и положено начало формированию новой, социалистической семьи. Стало подчеркиваться добровольность брака, его советский гражданский характер, и упрощение развода. Этим событием был нанесен сильный удар по идеалу святости брака, веками поддерживаемого церковью, а упрощение процедуры развода ослабляло ответственность супругов друг перед другом и перед детьми. В 1926 году в «Кодекс о семье» было внесено положение, предусматривающее необязательность законной регистрации брака, так как считалось, что акт регистрации ущемляет свободу и чувства любящих людей разного рода формальностями. Этими правительственными постановлениями началось фронтальное идеологическое наступление Советской власти на институты семьи и брака [13].

Если рассматривать политику советского периода и ее влияние на создание семьи, то здесь видим, абсолютно новый подход, не будем говорить, чем он плох или, наоборот, хорош, отметим только, что он другой, и совершенно по- другому отразился на людях, строящих свою семью.

В. Сатир считает, что семейная жизнь – самый трудный вид деятельности в мире. Отношения в семье, это совместная деятельность двух организаций на единый результат.

Семейные отношения по К.Г. Роджерсу представляют собой развитие всех членов семьи. Особую роль в семье он отводил совместному переживанию радости в семье, терпимости и толерантности членов семьи друг к другу.

Сколько бы определений мы не приводили, у них есть одно связующие звено – единомыслие, деятельность – и только в наших силах преодолеть все невзгоды, и пройти тяжелые периоды в семейной жизни [8].

Говоря о создании семьи в современном обществе, не будем забывать и о пагубных привычках нашего поколения. Все больше и больше мы говорим об алкоголизме, наркомании. Много семей претерпевают кризис по вине запоев одного из родителей, или дети, глядя на неблагополучных родителей, убегают из дома и склоняются по улицам. Не стоит также забывать про ссоры, драки внутри семьи. В наши дни много проблем, под которыми прогибаются даже самые сильные личности, и много факторов, мешающих нам строить наше будущее, строить по-настоящему зрелую сильную семью [9; 10; 12].

Я считаю, что семья в современном российском обществе, это группа людей, которых объединяет общее дело. Они любят друг друга, у них рождаются прекрасные дети, но по каким-то причинам, семья может разрушиться. Мы должны смотреть на опыт наших предков, должны учиться у них как правильно организовать свой быт, что женщина в семье создает уют и теплоту в доме, мужчина является кормильцем и добытчиком, должны правильно понимать функции каждых из членов семьи. Только от нас зависит наша семья, мы строители будущего, мы сами решаем, в каком обществе будут жить наши дети. И не стоит забывать – то, что творим мы в молодости, прямо пропорционально тому, как мы встретим свою старость.

Семья – это важнейшая форма организации своего быта. Самое главное в наши дни не потерять тот образ, который создали для нас наши предки, чтить, уважать и ценить то, что мы имеем. Эти три принципа и есть залог хорошо организованного семейного уклада.

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Семья в трансформирующемся российском обществе. // Социол. исслед., 2014. № 9. – С.73 – 76.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. Русский язык. 1989г. - 20 издание.
  3. Вирджия С. Как строить себя и свою семью. Педагогика-Пресс, 1992.–192 с.
  4. Мустаева Ф. Социальные проблемы современной семьи //Социс, 2009г. №7. С. 136 – 140.
  5. Голод С. Cоциолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи //Социс, 2008г. №1. – С.46 – 53.
  6. Игебаева Ф.А. Образ жизни городской семьи и факторы ее дестабилизации //Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 1. – С.140 – 142.
  7. Игебаева Ф.А. Влияние образа жизни городской семьи на стабильность брачно-семейных отношений // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сб. научных трудов. - Уфа: Изд-во БГАУ, 2005. С. 257– 263.
  8. Игебаева Ф.А. Региональный аспект исследования современной российской семьи В сборнике: Социальные проблемы регионов и пути их решений IV Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей. 2008. С.61–63.
  9. Игебаева Ф.А. Влияние миграционных процессов на репродуктивные установки горожан. //Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013.-С.52-53.
  10. Аитов Н.А., Говако Б.И., Игебаева Ф.А. Город. Население. Трудовые ресурсы. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1982. – 144с.
  11. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  12. Игебаева Ф.А. Роль семьи в системе воспитания подрастающего поколения. // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2016, № 1. – С.47 – 49.
  13. Игебаева Ф.А. Проблемы укрепления брачно-семейных отношений // Инновационная наука. Международный научный журнал. 2016. – С.167 – 170.