Профилактика и борьба с наркоманией

№43-1,

Социологические науки

Статья посвящена проблеме незаконного оборота наркотиков в стране. Рассмотрен опыт зарубежных государств в сфере профилактики наркотизации населения. Предложены меры, которые возможно могут ограничить данное антисоциальное явление.

Похожие материалы

В настоящее время наркомания приобретает характер глобальной социальной проблемы. Вред, наносимый здоровью и благополучию людей, отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы жизнедеятельности общества и государства, потребовали консолидации усилий международного сообщества, принятия международно-правовых мер по предотвращению незаконного производства, спроса и оборота наркотических средств и психотропных веществ. Проблема незаконного оборота наркотиков, его негативные последствия являются одной из основных угроз государствам наряду с военными конфликтами и террористической угрозой. По данным мониторинга наркоситуации, проведенного в 2012 году, в России насчитывается до 8,5 млн. лиц с разной степенью регулярностью употребляющих наркотики– это около 6% населения страны [1]. Значительно вырос оборот наркотиков, в особенности синтетических, появились десятки новых видов, в сферу оборота наркотиков активно вовлекается молодежь. По данным ВЦИОМ 57% граждан России считают наркоманию угрозой национальной безопасности государства.

Зарубежный опыт свидетельствует, что борьба с наркопреступностью и наркоманией эффективна только там, где развернута широкая антинаркотическая пропаганда. Кроме этого, большую роль играет общедоступность наркотиков, социально-экономические условия жизни граждан и главным является проблема снижения спроса. Руководство ФСКН признало слабую результативность карательных мер, которые не привели к заметному уменьшению незаконного потребления наркотиков. «В настоящее время в государственной политике взят курс на смещение акцента с силовых и запретительных способов решения проблемы на лечение, а затем на следующую реабилитацию и меры профилактики. Но на данный момент профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико – социальная реабилитация больных наркоманией организованна недостаточно эффективно» [4]. Ощущается нехватка центров социальной реабилитации наркозависимых лиц. В стране их порядка 504, из которых только 4 государственные, а остальные 500 созданы негосударственными некоммерческими организациями, через которые проходит мизерное количество наркопотребителей, не влияющее на улучшение наркоситуации в целом.

Российская Федерация предпринимает значительные шаги к единению усилий с другими государствами в борьбе с такими вызовами современному миропорядку, как международный терроризм, трансграничная преступность и наркоторговля. Важнейшим элементом реализации государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является осуществление Российской Федерации международного сотрудничества. В условиях обострения наркоугрозы исключительное значение приобретает сохранение и развития многостороннего сотрудничества с правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств в профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности. При этом приоритетами являются подготовка высококвалифицированных специалистов в области межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, государственного антинаркотического управления, изучения и формирования общественного мнения, разработки и внедрения новых технологий в области связей с общественностью.

Предусмотрена «Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений». Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации, является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Концепция призвана обеспечить комплексный, дифференцированный и целенаправленный подход к организации и проведению профилактики наркомании и предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В формировании системы профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также различные организации, включая государственные учреждения, общественные и религиозные объединения.

Несмотря на актуальность требований нормативных правовых актов и концептуальных документов, они не стали руководством к действию для государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также субъектов информационного пространства и не исполняются в полном объеме.

Отсутствие адекватных и эффективных мер по профилактике наркомании и предупреждения наркопреступности в условиях рыночной модели экономики привело к тому, что незаконное распространение наркотиков превратилось в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия населения и встало в один ряд с такими угрозами национальной безопасности, как международный терроризм, оружие массового уничтожения, вооруженные региональные конфликты. Наркоагрессия в России представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и др., а сама наркоситуация в стране приняла характер эпидемии, став непосредственной причиной ухудшения уровня здоровья и генофонда, сокращения численности населения.

В государстве созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, обеспечивающие позитивное изменение наркоситуации.

Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость выработки новых государственных подходов в определении целей и задач профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности на современном этапе развития России. По экспертным оценкам каждое наркозависимое лицо склоняет к потреблению наркотических средств до 10 человек, ранее не употреблявших наркотики. Вследствие этого необходимы долгосрочные программы реабилитации наркоманов, рассчитанные на несколько лет, бесплатная медицинская и психологическая помощь. Придется решать вопросы с трудоустройством, что на данный момент представляется весьма трудно реализуемым. Реклама здорового образа жизни в СМИ, а не только показ последствий наркомании. Сочетание жесткой уголовной политики в данной сфере с профилактическими и реабилитационными мероприятиями может привести к определенным успехам. Дадут гарантии личной безопасности законопослушным гражданам, снизив уровень наркопреступности.

Список литературы

  1. Наркомания в России: анализ и прогноз демографических последствий/Боев Б.//Alma-mater. -2014.-№3.- С.26-31,46;
  2. О концепции борьбы с наркоманией: система культурного воздействия общества/Т.Г. Киселева; //Ученые записки: Вып.23. /Науч. Ред. Киселева Т.Г., Черниченко В. И., Ярошенко Н. Н. –М.: МГУКИ,2001;
  3. Наркотики - оружие массового поражения// ОБЖ. – 2014.- №4
  4. Наркомания – реальная угроза национальной безопасности/ Р.Г. Миронов// Социально-гуманитарные знания. -2015.-№3;
  5. Социальная стратегия государства/Н. Малышева//Социальная работа. -2006.-№1
  6. Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в образовательных учреждениях: Письмо Рособразования от 24.11.2005г. №14-11-272/03
  7. Богданов В. Лечись и сиди // Российская газета. 2013. Федеральный выпуск №6007.