В настоящее время расширяется применение информационных технологий на автомобильном транспотре [1-4] и развитии системы подготовки водителей. Автошкола в ответе за уровень подготовки своих учеников, так как от этого зависит безопасность на дорогах страны. Поэтому очень важной является оценка уровня подготовки курсантов автошкол для формирования выводов о том, готов ли действительно ученик управлять транспортным средством, и какие именно у него имеются слабые стороны.
Задача количественной оценки навыков вождения может быть решена с использование аналитической процедуры Саати [5].
В основу метода Саати положена процедура парных сравнений по правилам, представленным в таблице 1.
xij | Значение |
1 | i-й и j-й маневры имеют одинаковую сложность |
3 | i-й маневр немного сложнее j-го |
5 | i-й маневр сложнее чем j-й |
7 | i-й маневр значительно сложнее j-го |
9 | i-й маневр явно сложнее j-го |
В процессе обучения в автошколе курсанты приобретают навыки и умения выполнения следующих маневров:
- начало движения (A1);
- движение задним ходом (A2);
- змейка (A3);
- парковка (A4);
- гараж (А5);
- эстакада (A6);
- перестроение и объезд препятствия (A7);
- разъезд со встречным транспортом в ограниченном пространстве (A8);
- поворот направо (A9);
- поворот налево (A10);
- остановка (A11);
- поворот налево при большой интенсивности движения (A12);
- разворот (A13);
- круговое движение (A14);
- движение при заторах (A15);
- обгон (A16).
На основе метода Саати экспертом в области подготовки водителей была построена матрица парных сравнений маневров (рис. 1) по степени сложности их освоения, с учетом оценок, представленных в таблице 1.

Отношение согласованности для данной матрицы равно 0.181, что подтверждает корректность построенной матрицы.
В результате анализа матрицы парных сравнений были получены весовые коэффициенты сложности освоения маневров вождения (рис. 2).

По результатам оценки степени сложности можно сделать следующие вывод: наиболее сложными для освоения навыками являются: разворот, круговое движение, поворот налево при большой интенсивности движения, обгон.
Учитывая полученные весовые коэффициенты, оценку текущих практических навыков вождения можно определять по следующей формуле:
,
где zi — оценка по пятибалльной шкале выполнения i-го маневра, — весовой коэффициент сложности выполнения i-го маневра.
Обучение вождению должно проводится путем индивидуальной отработки определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение должно быть разбивают на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения.
Для более эффективного планирования процесса обучения курсантов рекомендуется формировать план текущего занятия с учетом графовой модели освоения маневров, представленной на рис. 3

Упражнения должны отрабатываться в той последовательности, в которой они представлены на графовой модели. Учащегося не допускают к отработке очередного упражнения, если он не выполнил предыдущего. Предлагаемый подход позволяет повысить эффективность процесса планирования обучению курсантов.
Все вышеизложенные методы оценок являются безусловно показательными для оценки как будущего водителя, так и оценки качества работы инструктора.