Вопросы государственного регулирования в работах Джона Мейнарда Кейнса

NovaInfo 43, с.197-202, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению основных идей Джона Мейнарда Кейнса по поводу вмешательства государства в экономику. Рассмотрены способы регулирования социально-экономической сферы, цели государственного регулирования и его актуальность в настоящее время. Исследованы на примере Российской Федерации эффективность и способы влияния государства на рынок труда.

Ключевые слова

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ, ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО, ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА, УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ИНВЕСТИЦИИ

Текст научной работы

Вопрос необходимости государственного вмешательства в экономику страны является основанием дискуссий для ученых всех времен. Вопрос остается открыт и актуален по сей день, поэтому интерес к научно — экономическим истокам толкования этой проблемы не ослабевает. Самым ярким историческим представителем, а также родоначальником теории, которая гласит, что вмешательство государства в экономику необходимо, является Джон Мейнард Кейнс (Дж. М. Кейнс).

В обществе, по мнению Дж. М. Кейнса, имела место быть проблема снижения склонности к потреблению, предельной эффективности капитала, а следовательно и недостаточности спроса. Единственным выходом из кризисной ситуации он считает государственное вмешательство в экономику.

Его концепция имела в основании либеральные принципы, а не тотальный контроль над экономической сферой. Это выражается в его желании с помощью вмешательства государства создать условия для развития частного капитала и расширения экономических свобод.

Дж. М. Кейнс считал, что государственное вмешательство должно быть минимальным, а сферу экономики необходимо предоставить «здравому смыслу отдельных граждан».

Сравнивая экономику с саванной, где живут жирафы, которые могут достать до «благ» — листьев, он отмечает, что невозможно обходить стороной жаждущих, которые не имеют возможности достичь этого «блага». Для этого необходим третий элемент, который будет сглаживать это неравенство. Этим он определял необходимость внедрения вмешательства государства в экономику; но он считал, что это вмешательство должно быть разумным, необходимо вмешиваться в те сферы, где общество бездействует. По его мнению, регулированию должны подвергаться [3]:

  1. Процентная ставка (чем она ниже, тем выше показатели занятости и инвестиций);
  2. Государственные расходы и инвестиции;
  3. Социальное неравенство (должен присутствовать инструмент перераспределения доходов);
  4. Уровень занятости (контроль и сдерживание уровня безработицы).

Эти положения описываются в главном научном труде Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Этот труд является революционным открытием того времени.

На сегодняшний день ситуация в экономике представлена ведущим направлением — рыночной экономикой. Природа рыночной экономики основана на принципах свободы во всех сферах экономической деятельности. Эта система не требует тотального вмешательства, потому что в состоянии саморгулироваться и корректироваться под сложившиеся условия [5].

Несмотря на это в развитых странах с рыночным методом хозяйствования роль государства не мала. Более того современные политики и экономисты утверждают что капитализм и рынок в наше время невозможен без вмешательства государства [2].

Главные цели государственного регулирования и его актуальность в настоящее время это:

  1. Устранение провалов экономики, поддержка функционирования экономики в целом;
  2. Защита населения и соблюдение его интересов, а именно справедливое распределение доходов, занятость населения, отсутствие дефицита на рынках и резких изменений цен, сокращение инфляции и роста цен на товары первой необходимости;
  3. А также — это протекция со стороны государства будущих поколений, их интересов. Охрана окружающей среды, недопущение истощения природных ресурсов [7].

Осуществляя эти цели, государство воздействует на деятельность экономических агентов с помощью закона и ряда инструментов: налоговой политики, социально-экономических программ, государственных инвестиций, отчислений в виде субсидий, льгот итд.

Рассмотрим некоторые сферы, где применяется государственное регулирование экономики.

Одним из ярких примеров является рынок труда, так же, как и в работах Кейнса этому элементу экономической сферы уделяют немалое внимание. Главными целями государственного вмешательства в эту сферу являются: обеспечение полной занятости, создание гибкого рынка. Это достигается с помощью прямого вмешательства [1]: создания новых рабочих мест, переквалификация работников, а также косвенного — поддержка безработных с помощью выплаты пособий.

Ниже приведены статистические данные, касающиеся поддержки населения со стороны государства (табл. 1) . Это динамика максимальных и минимальных величин пособия по безработице, которая указана в столбцах 2 и 3 соответственно. Данные основаны на Постановлениях Правительства, которые приведены в столбце 5.

Таблица 1. Динамика максимальных и минимальных величин пособия по безработице, а также величины прожиточного минимума с 2010 по 2016 гг

Год, на который установлена

Величина пособия

Величина прожиточного минимума (все население), рублей

Основание

Минимальная, рублей

Максимальная, рублей

на 2016 год

850

4900

-

ПостановлениеПравительства РФ от 12.11.2015 N 1223 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год")

на 2015 год

850

4900

9452

ПостановлениеПравительства РФ от 17.12.2014 N 1382 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год")

на 2014 год

850

4900

8050

ПостановлениеПравительства РФ от 30.10.2013 N 973 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2014 год")

на 2013 год

850

4900

7306

ПостановлениеПравительства РФ от 09.10.2012 N 1031 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2013 год")

на 2012 год

850

4900

6510

ПостановлениеПравительства РФ от 03.11.2011 N 888 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год")

2011

850

4900

6369

ПостановлениеПравительства РФ от 12.10.2010 N 812 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2011 год")

на 2010 год

850

4900

5688

ПостановлениеПравительства РФ от 14.11.2009 N 926 ("О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год")

Таблица основана на данных федеральной службы государственной статистики и единой межведомственной информационно-статистической системы [4],[15].

По мере роста инфляции государство по возможности повышает величину пособия. Но стоит отметить, что на протяжении с 2010 г. по нынешнее время величина пособия как минимальная так максимальная не изменялась и составляла 850 руб. и 4900 руб. соответственно; в то время, как величина прожиточного минимума с 2010 г. по 2015 г. возросла на 3764 руб. На сегодняшний день величина пособия намного ниже прожиточного минимума.

Это наглядно показано на графике (рис. 1), который получен на основе данных и таблицы выше (табл. 1): приводится сравнение максимального пособия по безработице и прожиточного минимума (в таблице столбцах 3,4 соответственно).

Динамика сравнения величины прожиточного минимума с максимальной величиной пособия по безработице
Рисунок 1. Динамика сравнения величины прожиточного минимума с максимальной величиной пособия по безработице

В предыдущем (2015 году) величина прожиточного минимума в 1,9 раз превышает величину пособия по безработице. На графике же видно, что максимальные значения величины безработицы находятся ниже линии величины безработицы, что свидетельствует о том, что пособие по безработице не может удовлетворить минимальные потребности населения. Также можно заметить, что максимальная величина пособия по безработице не изменялась на протяжении всего периода с 2010 по 2015 года, а величина прожиточного минимума постоянно растет. Нельзя отрицать того, что существует проблема. В то же время однозначно нельзя оценить факт повышения величины пособия по безработице, так как на практике существует негативный опыт других стран, где пособие перестало мотивировать людей на труд, поэтому необходимо искать баланс и способы решения данной проблемы таким образом чтоб величина пособия по безработице способна была удовлетворить острые потребности населения [8], [9], при этом не отбивая у них желание трудиться и стремления к лучшей жизни [6].

Это не единственная область вмешательства, также государственное регулирование проявляется в отношении сглаживания социального неравенства [13]. Это происходит путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы.

В Российской Федерации государственное регулирование не ограничивается созданием условий для функционирования хозяйствующих субъектов и системы минимальных социальных гарантий, так как наряду с этим существует прямое вмешательство. Это проявляется в объединение государственных и бизнес — структур; национализации стратегических областей: атомная энергетика, оборонная промышленность, железные дороги. В данных условиях существует проблема развития частной собственности в других отраслях, это становится невозможным, так как в них отсутствует концентрация капитала.

Из выше сказанного видно, что у государства есть множество различных способов воздействия на экономику, и каждый из них несет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Государство не может оставаться в стороне от экономической жизни общества, оно всячески должно регулировать ее, поддерживать в кризисных ситуациях, находить такие рычаги регулирования, которые будут способствовать установлению стабильности и процветания экономики [10,11].

Четко определить грань между разумным регулированием и диктаторским вмешательством определить очень трудно. Не случайно существует множество мнений по поводу государственного регулирования. Можно лишь сделать вывод о том, что государственное вмешательство необходимо и актуально в нынешнее время, так как от этого зависит национальная экономика и благополучие населения страны.

Читайте также

Список литературы

  1. Блок Г.А.Типология инновационной деятельности с позиции ее государственного регулирования // Российское предпринимательство. — 2006. — № 5 (77) . — с. 54-57. [Электронный ресурс]. URL: http://bgscience.ru/lib/1649/
  2. Воложанин К. В. Некоторые проблемы глобального и государственного управления // Вестник Российского Экономического Университета им.Г.В.Плеханова. – 2012. - №3 [Электронный ресурс].
  3. Дж. М. Кейнс Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
  4. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: https://fedstat.ru/indicator/30957 (дата обращения: 01.04.16)
  5. Емельянов В.Ю. Закономерности устойчивого экономического развития предприятий в рыночных условиях: дис. … канд. экон. наук: 08.00.01. – Чебоксары: ЧГУ им. В.И. Ульянова, 2002.
  6. Ефимов О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 732 с.— URL: http://www.iprbookshop.ru/23085.
  7. Ефимов О.Н., Гаффаров Р.Д. Антикризисное управление и оценка стоимости бизнеса // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__2_15_/
  8. Ефимов О.Н., Губайдуллина А.Н. Безработица молодежи // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__4_13__2014g_/
  9. Ефимов О.Н., Назарова А.А. – «Проблемы региональной занятости»// Научно-популярный журнал NovaInfo - №28, 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/2825
  10. Ефимов О.Н., Низамова С.И. Безработица как социальное явление в условиях глобализации// Научно-популярный журнал NovaInfo - №28, 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/section/15
  11. Ефимов О.Н., Шарипова Г.Р. Влияние налогового контроля на антикризисное управление // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__4_13__2014g_/
  12. Лобачева Е.Н. Экономическая теория, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: 2012. — 516 с.
  13. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика 14-е издание. - М.: ИНФРА-М, 2003.
  14. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс, — СПб: Питер Ком, 1999.
  15. Федеральная службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru (дата обращения: 1.04.16).

Цитировать

Аухатова, Д.И. Вопросы государственного регулирования в работах Джона Мейнарда Кейнса / Д.И. Аухатова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 197-202. — URL: https://novainfo.ru/article/5213 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться