Проблема раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг

NovaInfo 43, с.238-241, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена обзору системе раскрытия информации на фондовом рынке (рынке ценных бумаг). Проведенное исследование позволят утверждать, что создание системы раскрытия информации необходимо, как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций. нет раскрытия информации - нет инвестиций.

Ключевые слова

СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИЯ, РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ, ФОНДОВЫЙ РЫНОК, ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Текст научной работы

Ключевую роль в развитии рыночной экономики современного государства, несомненно, играет фондовый рынок. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.

Информационную инфраструктуру рынка ценных бумаг можно определить как систему, включающую источников информации, ее пользователей и каналы распространения и обмена информацией. Основная цель функционирования инфраструктуры – информационное обслуживание ее пользователей.

Система раскрытия информации необходима для того, чтобы участники рынка были информированы о действия друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на своих оценках реальных факторов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Инвестор, который не получит подробной и точной информации о том, на какие цели его деньги будут потрачены, каковы финансовые успехи и промахи объекта его предполагаемых инвестиций, отдаст их туда, где от него не скрывают информацию, а, наоборот, предоставляют ее для того, чтобы он принимал адекватные ситуации решения. Нет раскрытия информации – нет инвестиций. Поэтому создание системы раскрытия информации жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российского рынка ценных бумаг для иностранных инвестиций.

В настоящее время базовыми документами, устанавливающими требования по раскрытию информации, являются законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». В соответствии со ст. 30 Закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации понимается «обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение». [1]

Одна из насущных проблем раскрытия информации об эмитентах – отсутствует общепринятая технология сбора и распространения информации, что, безусловно, сказывается на информационной насыщенности рынка ценных бумаг, а, следовательно, повышает средний уровень рискованности проводимых или планируемых операций.

Для каждой группы потребителей информация должна быть правильно упакована и отсортирована, что облегчит принятие решений максимально быстро и эффективно.

Фактически система раскрытия информации не состоит из устоявшейся цепочки «информация – потребитель».

В 90% случаев она выглядит как схема взаимоотношений «информация – агрегатор – потребители», где потребители представлены профессионалами самого различного профиля и с разнообразными запросами. Лучше всех такие запросы понимают информационные посредники, поэтому вполне логично, что именно их государство привлекает к организации раскрытия.

При этом агентства, профессионально занимающиеся информацией, уверены, что раскрываемые данные находят своих потребителей, а снижение рисков в экономике предотвращение многих нарушений происходит во многом благодаря доступности корпоративной информации.

Проблема в том, что движение по каждому и направлений чаще всего идет само по себе, в каждой сфере возникают новые требования к компаниям. Поскольку отсутствует общая стратегия, происходит и изменения (не всегда осознанные), приводящие к закрытию важной информации.

Так, государство, с одной стороны обеспечивает доступность информации о компаниях, а с другой – инициируя изменения в ГК РФ, фактически резко сокращает число ОАО (или «публичных компаний») и тем самым число юридических лиц, к которым относится требование о публикации годовой бухгалтерской отчетности и списков аффилированных лиц. В результате эти требования, возможно, будут распространяться только на публичные компании, т.е. те акции, которых допущены к организованным торгам, а это всего несколько сотен юридических лиц.

Следующим важным рубежом с точки зрения развития системы раскрытия на фондовом рынке должно стать повсеместное внедрение структурированной информации, чтобы каждый ее элемент мог обрабатываться в автоматическом режиме. Такие форматы привычны для зарубежных инвесторов, и это должно повысить для них комфорт работы на нашем рынке.

Оглядываясь на прошедшие годы, можно сказать, что созданная на фондовом рынке инфраструктура может быть ориентиром для повышения эффективности всех многочисленных систем раскрытия, созданных в России в разных отраслях, разными регуляторами и с разной целью. [2]

Таким образом, непрерывное развитие рынка ценных бумаг, усложнение отношений между его субъектами, возникновение новых технологий и возможностей по раскрытию информации делают задачу по совершенствованию действующей системы раскрытия информации крайне актуальной и требуют постоянных усилий в этой области.

Необходимо постоянно разрабатывать и включать в существующую правовую и регуляторную систему рынка ценных бумаг новые принципы и передовые научные подходы к регулированию обеспечения транспарентности всех участников фондового рынка, а также совершенствовать их взаимоотношения с органами регулирования, осуществлять подготовку методологических и разъяснительных материалов, относящихся к раскрытию информации на рынке.

Помимо расширения требований к раскрытию информации необходимо ужесточать и законодательно определять ответственность за укрытие информации, но и этого будет недостаточно до тех пор, пока сами менеджеры (собственники) не осознают преимущества открытия информации для привлечения инвестиций.

Читайте также

Список литературы

  1. Запольских Ю.А., Бакирова А.Ф. Управление риском банкротства предприятия в современных условиях хозяйствования. В сборнике: Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 84-87.
  2. Запольских Ю.А., Ганиева А.М. Современное состояние и развитие фондового рынка в России. Экономика и социум. 2013. № 2-1 (7). С. 398-400.
  3. Бедный А.Б. Гришин А.А., Касьян С.А. Проблема информационной прозрачности российского рынка ценных бумаг. Раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Сайт: www.forekc.ru - раскрытие информации на рынке ценных бумаг. URL: 11.04.2016г., 01:20
  4. Герасимов В., Оленьков Д. Раскрытие информации: в поисках стабильности;

Цитировать

Нугуманова, Л.М. Проблема раскрытия информации на российском рынке ценных бумаг / Л.М. Нугуманова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 238-241. — URL: https://novainfo.ru/article/5249 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться