Барьеры общения и приемы их преодоления

NovaInfo 44, с.280-284, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 22
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры – это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, выяснить причины возникновения «барьера» и стремиться к взаимопониманию.

Ключевые слова

ХАРАКТЕР, ЭМОЦИИ, КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР, ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, САМООЦЕНКА

Текст научной работы

Сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности, поскольку высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. Речь – это лучший паспорт человека. А это, в свою очередь, требует развития коммуникативных возможностей современного специалиста [1; 2].

Формы межличностного общения разнообразны. К ним можно отнести и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и спор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме. Однако в процессе общения нередко возникают затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

Речь, любого рода информация всегда была и является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями и встречной психологической активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает на пути речи, информации многочисленные барьеры.

Коммуникативные барьеры – это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [3; 4].

В связи с этим целью исследования является определение барьеров общения и приемов их преодоления. Проведённое исследование показало, что к преградам, которые возникают в организационных коммуникациях, относятся недостаточное внимание важности коммуникации, искажение сообщений, информационные перегрузки, неудовлетворительная структура организации.

В процессе делового общения возможно возникновение трех коммуникативных барьеров и их различные модификации: «авторитет»; «избегание»; «непонимание». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последней защиту от самого сообщения.

К коммуникативным барьерам относят также: некомпетентность; неумение выражать свои мысли; плохую технику речи; неумение слушать; барьер модальности; барьер характера [5].

Реакции, приведенные выше, разрушительно воздействуют на деловое общение, вызывают раздражение и возмущение у собеседников, ставят барьер в их взаимоотношениях. Для преодоления барьеров общения необходимо:

  • справляться с раздражением, говорить медленно и негромко;
  • развивать свои способности, стараться сдерживать себя в попытке прервать собеседника, унизить его достоинство. Прежде чем отвечать, дайте ему возможность высказаться. Своими действиями подчеркните, что вам интересно его слушать. Если вам недостаточно полученной информации, попросите пояснить то, что не совсем понятно;
  • проявить полное внимание к партнеру. Случайного кивка, восклицания или замечания иногда достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность;
  • пересказать высказывание говорящего, если собеседник уже высказался, поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует от недопонимания во взаимоотношениях;
  • воздержаться от поспешных выводов и оценок, постарайтесь понять точку зрения собеседника;
  • не заострять внимание на разговорных особенностях собеседника, на его манерах и выразительных средствах, искать суть высказывания, основное содержание полученной информации;
  • не лицемерить и не притворятся. Стоит партнеру это заметить, как его мысли путаются и он теряет главную мысль высказывания. Заранее не настраивайте себя на то, что беседа будет неинтересной;
  • не отвлекаться. Плохого собеседника отвлекает и телефонный звонок, и хождение людей, которых видно через открытую дверь, и журнал в руках партнера. Необходимо сконцентрировать свое внимание только на словах собеседника;
  • искать истинный смысл слов собеседника. Не всю информацию ему удалось вложить в слова. Речь дополняется изменениями тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движением;
  • следить за главной мыслью, не отвлекаться на частные факты. Анализируйте, какие факты и события являются главными, а какие – побочными. Взвешивайте их информационную ценность. Сравнивайте их, чтобы понять, какая мысль скрывается за ними;
  • приспосабливать темп мышления и речи. Как считают ученые, скорость мышления в 3-4 раза опережает темп речи [6; 7].

Быть эффективным слушателем или иметь привлекательный имидж, говорить то, что интересует собеседника, – это значит владеть приемами понимающего слушателя. Такие приемы обычно включают:

  • внимательное молчание, минимум ответов;
  • обращение к говорящему за уточнением;
  • повторение мысли собеседника своими словами;
  • подытоживание основных мыслей собеседника;
  • стремление отразить своими словами чувства собеседника.

Деловой разговор является не формальной акцией. Это эффективное общение сотрудников, то есть получение деловой оперативной информации, совместный поиск решения, результативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприятий, поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности сотрудников и, наконец, эффективная работа над имиджем. Деловому человеку следует запомнить несколько правил поддержания неофициальной беседы. В такой беседе нельзя поднимать судьбоносные, политические темы, которые могут задеть за живое собеседника; не давать сведений о неизвестных источниках информации, непроверенных фактах; не рассказывать о сновидениях, предсказаниях, мистических видениях; не говорить об определенных лицах, на темы семьи своей и близких; не рекомендуется показывать семейные альбомы, касаться популистских вопросов (о ценах, обедах, болезнях и т.д.). Самые предпочтительные темы для бесед на неофициальных обедах, приемах: о книгах, забавных историях, о хобби, о поездках, экскурсиях, о театре, музыке, живописи, фильмах – всех жанрах искусства, о спорте – обо всем, что выходит за рамки государственных, деловых, семейных тем [8; 9]

Задача имиджирования – отработка коммуникативных технологий, духовно-нравственное развитие личности.

В заключение отметим, что овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения [10; 11].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. – 144 с.
  2. Игебаева Ф.А. Культура делового общения и особенности ее проявления в деятельности менеджера // Проблемы и перспективы социально-экономического развития современной России. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «КУБиК», 2010. С. 92 – 95.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
  4. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой – залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. – С.194 –196.
  5. Поскочинова, О.Г. Культура речи и деловое общение [Текст]: учебное пособие / О.Г. Поскочинова, М.А. Гриднева. – Санкт-Петербург: С.-П.ГУ, 2011 г. – 62-64 с.
  6. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учебное пособие / И.Н. Кузнецов. – М.: Юнити-Дана, 2005 г. – 203 с.
  7. Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации [Текст]: учебник / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2013 г. – 468 с.
  8. Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений / Р.Н. Ботавина. – М.: Финансы и статистика, 2006 г. – 208 с.
  9. Игебаева Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления. В сборнике: социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2004. С.116 – 119.
  10. Игебаева Ф.А., Шакиров И.Р. Речь как средство формирования профессионально-ориентированной коммуникации. В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 96 – 98.
  11. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 – С.53 – 55.

Цитировать

Халирахманов, Э.Р. Барьеры общения и приемы их преодоления / Э.Р. Халирахманов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 280-284. — URL: https://novainfo.ru/article/5260 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться