Понятие «барьеры общения» и пути их преодоления

№47-3,

психологические науки

В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры – это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, выяснить причины возникновения «барьера» и стремиться к взаимопониманию.

Похожие материалы

Общение давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Под общением понимается намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. При общении происходит обмен информацией, взаимовлияние, взаимооценка, сопереживание, формирование убеждений, взглядов, характера, интеллекта.

С.А.Ожегов определяет: «Деловое общение, как общение, относящееся к общественной, служебной деятельности, к работе».

Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [1]. Тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться на карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области делового общения, поскольку речь – лучший паспорт человека. Способность передавать информацию, а потом ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы все было правильно истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут суть дела. От взаимопонимании будут зависеть результаты совместной работы, ее эффективность [2; 3].

Однако далеко не всегда информация может быть получена или передана верно. Тогда говорят о возникновении барьеров в общении.

Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, а нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие.

Препятствия к удовлетворению разнообразных желаний – истоки, первопричина конфликтов, как в семейной жизни, так и в сфере служебного общения.

В сфере служебного общения чаще всего разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по объективным и субъективным причинам задачи. Потеря интереса к работе, а тем более изначальное его отсутствие – один из факторов, приводящих человека к нервозности и конфликтности [4; 5].

Темперамент также может стать барьером общения в семейных, дружеских и служебных взаимоотношениях. К примеру, медлительность в принятии решений мужа–флегматика может постоянно раздражать излишне вспыльчивую и суетливую жену, обладающую холерическим темпераментом. Недопонимание родителями особенностей темперамента своих детей – суть одного из самых первых конфликтов «отцов и детей».

Разный склад личности также может явиться причиной барьеров общения. Так, известный психолог К. Юнг подразделяет людей на экстравертов (обращенных вовне) и интровертов (обращенных в себя). Экстраверты по темпераменту сангвиники или холерики, интроверты – флегматики и меланхолики. Определенное соотношение экстра – и интровертированности у конкретного человека определяет также своеобразие и непохожесть его общения с окружающими [6; 7].

Как считает известный немецкий психиатр Карл Леонгард, у 20–50 % людей некоторые черты характера или темперамента столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипных конфликтам и «нервным срывам». Акцентуация проявляется непостоянно, лишь в определенных ситуациях (например, кто-то вспыльчив и груб с коллегами, но сдержан с начальством). Кроме того, она с годами может существенно сгладиться, приблизиться к норме.

Не только темперамент и характер, но и эмоции в определенных случаях могут становиться отрицательными и превращаться в барьер общения. Основной причиной отрицательных эмоций являются межличностные столкновения, особенно конфликты. Пожалуй, у любого из нас в ответ на чьи-то преднамеренные или даже невольные действия, препятствующие достижению цели, возникают обида, раздражительность, гнев. Не только действия, но и слова могут вызывать неприятные чувства [8; 9].

Эмоции могут также стать барьером общения, в случае если человек не приятен, данное обстоятельство становится также барьером для общения. И наоборот, при симпатии общение облегчается.

Волнение и внутренние переживание становится коммуникативным барьером, в связи с тем, что человек перестает правильно формулировать свои мысли, что приводит к тому, что собеседник не правильно или неполно воспринимает информацию.

Для преодоления данных барьеров стоит соблюдать следующие правила:

  1. Следите за своей внешностью. Это вовсе не означает, что вы должны всегда выглядеть как кинозвезда на ковровой дорожке. Наоборот, во многих ситуациях это будет вычурно и неестественно. Ваша внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.
  2. Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Учитывать особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды.
  3. Необходимо быть открытым с собеседником, и верить самому о том, что ты говоришь.
  4. При общении необходимо следить за логичным изложением своих мыслей.
  5. Необходимо избавиться от страха перед собеседником, для устранения волнении и переживании [10; 11].

Итак, мы изучили понятие барьера общения, причины их возникновения и возможные пути их преодоления.

В заключение отметим, что сегодня новые экономические и социальные условия выдвинули на первый план необходимость повышения коммуникативной компетентности. Высокая речевая культура и развитая экономика неотделимы друг от друга. А коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров [12; 13].

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. – 176 с.
  2. Игебаева Ф.А. «Деловые коммуникации» в формировании профессиональных компетенций современного выпускника агроуниверситета // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2013, № 11 (117), С.60 – 62.
  3. Игебаева Ф.А. Овладение речевой культурой – залог успеха делового человека. // В сборнике: Психология и педагогика современного образования в России. II Международная научно-практическая конференция. Сборник статей. 2007. – С.194 –196.
  4. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. – М.: Ось-89, 2000.
  5. Игебаева Ф.А, Гареева А.М. Визуальный контакт в деловом общении // Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 61 – 63.
  6. Игебаева Ф.А, Кильдиярова. И.Д. Язык жестов в деловой коммуникации.// Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 65 – 67.
  7. Игебаева Ф.А., Надыршина Я.А. Особенности слушания в деловой коммуникации // Экономика и социум. 2015. № 6-3 (19). – С. 67 – 70.
  8. Игебаева Ф.А., Сафина Р.Р. Влияние перцептивной стороны делового общения на её эффективность. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VI международной научно-практической конференции. 2014. С.81 – 82.
  9. Игебаева Ф.А. Имидж как оценочное отношение. В сборнике: Perspektywiczne opracowania są nauką i technikami - 2014 Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. С. 70-72.
  10. Игебаева Ф.А. Технология построения собственного позитивного имиджа // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сб. статей 2-й Международной научно-практической конференции в 2-х томах, Том 1. – Курск, 2013. – С.170 –173.
  11. Игебаева Ф.А. О задачах курса «Деловые коммуникации» в системе
  12. экономического и управленческого образования // Экономика, социология, право. Журнал научных публикаций. Материалы XXIII научно-практической конференции «Экономика, социология, право: новые вызовы и перспективы». Москва, 28-29 декабря 2015г. Институт стратегических исследований. Москва, 2015. - С.53-54.
  13. Барьеры общения и пути их преодоления. Понятие о барьерах общения – / [Электронный ресурс] / http://www.studfiles.ru/