В современном мире происходят радикальные социально-экономические преобразования, которые имеют противоречия с уровнем духовного развития его членов. Это, в частности, касается, прежде всего, молодых людей. Поэтому формирование в молодежи духовно-нравственных начал является весьма актуальным. Данная ситуация обусловлена следующими обстоятельствами.
- Современному обществу требуются широко образованные, высоконравственные люди, которые имеют не только знания, но и высокую нравственность.
- Все больше в современном обществе молодые люди поддаются сильному воздействию таких источников как СМИ, социальные сети, микросреда и т.д. Эти воздействия имеют как положительную, так и отрицательную стороны, поэтому молодежи требуются корректировки со стороны старшего поколения.
- Понятия «образование» и «образованность» не являются одноуровневыми понятиями. Первое связано с информированностью, а второе – с нравственностью и воспитанием.
Чтобы более конкретнее изучить духовно-нравственное воспитание современной молодежи, необходимо рассмотреть два вопроса: а) что такое духовность; б) как реализуются духовность в преподавании студентам.
Духовность – это объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. Данное понятие зародилось в истории философии давно. Многие известные мыслители считали, что человек представляет собой единство тела, души и духа [1; 2].
Для воспитания духовно-нравственных основ современного студента, активно пользующемуся информационными технологиями, воспитателю необходимо пользоваться средствами, методами, формами работ, которые позволили бы сформировать у них:
- чувства нравственности, такие как совесть, долг, патриотизм, ответственность;
- нравственный облик, в выражении терпимости и милосердия;
- нравственные убеждения;
- нравственное поведение.
И еще немаловажным, на мой взгляд, аспектом, является личность самих преподавателей. Залог успеха преподавателя является ярким примером становления духовности у студентов. Это вытекает из того, главным фактором социализации является личностный образец, который выступает для студента как «значимый другой» [3; 4]. Роль «значимого другого» может играть как преподаватель, так и виртуальная личность (герой романа, художественного фильма и т.п. Самое главное требованию к этому образу – он должен быть притягательным для молодого человека [5; 6].
События, которые происходят в настоящее время, нередко оказывают негативное воздействие на большинства социальных и возрастных групп населения, прежде всего, на современную молодежь. И поэтому, молодым людям нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды учебного заведения при единстве факторов духовно-нравственного воспитания.