Влияние «лайков» в социальных сетях на самооценку личности

NovaInfo 44, с.287-290, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассказывается о влиянии "лайков" на самооценку личности.

Ключевые слова

ЛАЙК, САМООЦЕНКА, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Самооценка личности включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она составляет основу уровня тех задач, к решению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением.

Самооценка личности может быть адекватной и неадекватной. В зависимости от характера самооценки у человека складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное, неправильное. Характер самооценки определяет формирование тех или иных качеств личности.

Конечно, вполне адекватная самооценка характерна для взрослого человека. В процессе же развития ребенка должны иметь место некоторые особенности формирования самооценки, специфические для каждой ступени возрастного развития.

Гибкость в оценке самого себя, умение корректировать свое поведение под влиянием опыта являются условиями безболезненной адаптации к жизни. Решающее значение для нормального психического состояния человека имеет согласие с самим собой.

Психологи отмечают значение потребности в положительной оценке для развития личности: индивид нуждается в одобрении и уважении других людей. На основе этого уважения возникает самоуважение, которое становится важнейшей потребностью индивида.

Важным фактором развития личности ребенка являются оценки его окружающими. С возрастом самооценка как мотив поведения и деятельности становится достаточно устойчивым образованием, и более значимым, чем потребность в оценке окружающих[1].

С появлением в нашей жизни социальных сетей, расширился ,и круг людей, которые могут давать свою оценку личности, и появился новый способ выражения этой оценки, который получил название «лайк». В связи с тем, что каждый человек в своем профиле в Instagramm, ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и других социальных сетях, может выкладывать любую информацию о себе, фото, видео со своим участием, а другие пользователи этих же социальных сетей могут давать свое одобрение или же неодобрение данному материал, для упрощения его передачи, разработчиками социальных сервисов, и были введены «лайки».

Итак, что же такое «лайк»? «Лайк» — это условное выражение одобрения материалу, пользователю, фотографии, выражающиеся нажатием одной кнопки. Снимается «лайк» тоже одной кнопкой. На русском кнопка обычно называется «нравится» или «мне нравится», встречается вариант «одобряю». Встречается также прямое название «Лайк» и искажённое «Лоис» (от цепочки искажений like — laik — loic — лойс). Последнее название популярно среди школьников, и в пабликах, основным контингентом в которых являются школьники[2].
Так, потребности в положительной оценке личности, перевоплотилась в потребность большого количества «лайков» под фото, видео или другим информационным содержимым, которые пользователь может выкладывать на своей странице, а отсутствие данного одобрения, может здорово бить по самооценке человека.

«Лайк»- это своеобразное одобрение общества. Мы нуждаемся в одобрениях, которые говорят нам о том, что нас признают как личностей, обращают на нас внимание. Без одобрений мы чувствуем себя неполноценными, становимся раздражительными и злыми. «Лайки» в соцсетях — самый простой способ дать одобрение человеку, похвалить его.

Кроме того, стремление получить больше «лайков», наполнено соревновательным духом, что свойственно человеческой натуре. Особенно это свойственно подросткам, молодым людям. Они считают, что чем больше «лайков» наберёт их запись, фотография, тем круче они будут. Они возводят популярность в соцсетях на первое место в иерархии ценностей. Это похоже на отношения в школьном коллективе: в классе всегда есть такие люди, на которых обращено больше внимания, чем на других, они модно одеваются, имеют дорогую технику, а есть те ребята, которые всего этого не имеют и выглядят хуже. В желании нравиться, быть одобренным другими в соцсетях нет ничего плохого. Человеку свойственно стремление быть замеченным. Мы хотим быть привлекательными для других людей, хотим создать тот образ, который будет нравится окружающим. А одобрение других — бальзам на душу, он убеждает нас, что мы были замеченными, люди обратили на нас внимание.

Но слишком большая концентрация на количестве «лайков» в соцсетях — повод задуматься: всё ли у человека в порядке? Почему для него так важна виртуальная реальность? Может быть у него что-то не в порядке в реальной жизни, так сказать, «Офлайн»? Если «лайки» господствуют над настоящими эмоциями, это знак, что пора что-то менять за пределами виртуальной жизни.

Нами было проведено исследование в форме социального опроса среди молодежи от 18 до 23 лет, студентов ВУЗов города Пензы (было опрошено 52 человека) ,в ходе которого выяснилось, что все 100% опрашиваемых пользуются социальными сетями , 65% из которых довольно часто публикуют фото, видео у себя в профиле ,в среднем 1-2 раза в неделю. Участникам так же было предложено ответить на вопрос, важно ли им набирать большое количество «лайков» под фотографиями, на что только 26% дали положительный ответ, однако, на следующий вопрос, о том, чувствует ли себя человек лучше от того, что его фотография набирает значительно больше «лайков» по сравнению с другими, уже 65% дали положительные ответы. 58% опрашиваемых считают ,что большинство людей выкладывают в основном только «красивые фотографии», ради «лайков» и 55% считают данную ситуацию нормальной для современного общества, так как , по их мнению, каждый человек пытается привлечь к себе внимание, но все это делают по разному, остальные 45% думают, что это люди с завышенной самооценкой, таким способом они стараются удовлетворить свое тщеславие, и считают их «лайкозависимыми».

Итак, опрос выявил, что влияние «лайков» на самооценку личности распространено в основном в кругу молодежи, которая активно пользуется социальными сетями, Так же было выявлено, что у большинства опрашиваемых ,которые утверждали ,что их совершенно не волнует количество набранных под фотографиями «лайков», повышалась самооценка, так как, когда их фото набирают большое количество одобрений. Они начинают чувствовать себя лучше, нежели до этого. Всем участникам опроса так же известна такая проблема, как «лайкозависимость» ,которая ,по мнению опрашиваемых появляется у людей с завышенной самооценкой.

Можно сделать вывод, что людям важно получать одобрение окружающих, это их неотъемлемая потребность , так как от этого зависит самоуважение индивида, в наше время это одобрение можно получить посредством «лайков», но «злоупотребление» такой положительной оценкой, может привести к зависимости ,а ее нехватка может отрицательно сказаться на самооценке человека и привести к ее снижению.

Читайте также

Список литературы

  1. И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
  2. «Лайк» URL: http:// http://www.wikireality.ru/

Цитировать

Гаранина, О.Р. Влияние «лайков» в социальных сетях на самооценку личности / О.Р. Гаранина, Ю.М. Шамина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 287-290. — URL: https://novainfo.ru/article/5426 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться