Управление инновационным развитием предприятий малого бизнеса

NovaInfo 44, с.113-117, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена развитию узкого сегмента в сфере малого и среднего бизнеса – малых инновационных предприятий. Анализируется их экономическое и нормативное состояние, обосновываются приоритетные направления государственной поддержки. Также внимание уделено исследованию зарубежного опыта организации инновационного малого предпринимательства.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, ИННОВАЦИИ, НИОКР, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Текст научной работы

В современной экономике в качестве стратегического фактора развития любого предприятия выступают инновации, внедрение которых приводит к повышению технологического уровня и производительности, оказывает положительное влияние на качество и конкурентоспособность продукции и, как следствие, приводит к достижению устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день сфера научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР) и инновационная деятельность являются важнейшей основой для обеспечения конкурентоспособности экономической системы страны. Вопросы инновационного развития предприятий в сфере малого бизнеса являются предметом исследования отечественных экономистов. Работы А.В. Аверина, Т.В. Алексашиной, А.Н. Алексеева, В. А. Гневко, М.Н. Дудина, Я. Е. Иванова, А.Г. Михайлова посвящены этим вопросам.

На современном этапе мирового развития, в эпоху глобализационных процессов, происходит не только повышение инновационной активности в различных сферах деятельности, но и формирование новой характерной черты инновационного процесса, такой как непрерывность. Непрерывность представляет собой способность экономики к постоянному производству и внедрению более совершенных знаний и технологии. А это, в свою очередь, способствует обеспечению высоких конкурентных позиций любому хозяйствующему субъекту. [11]

Инновационные предприятия малого бизнеса образуют особый сектор экономики – малый инновационный бизнес. Он осуществляет свою деятельность во всех сферах, однако в большей степени распространен в высокотехнологичных отраслях: информационных, био- и нанотехнологий, здравоохранения, производства программного обеспечения, а также в электронной, химической, фармацевтической промышленности, машиностроении, космической индустрии.[9]

В отличие от большинства западных стран, Россия не в полной мере раскрывает потенциальные возможности инновационного бизнеса, его масштабы несравнимо малы. По сравнению с развитыми, а также некоторыми развивающимися странами, где в среднем до 60% малых предприятий являются инновационно-активными, в России доля инновационного бизнеса в общей структуре малого предпринимательства составляет по оценкам различных экспертов от 1,4% до 3,5%. [15]

Из всех инновационных предприятий малого бизнеса около 15 % можно назвать по-настоящему инновационными. Они занимаются проведением научных исследовании, защитой интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке.[2] Большая часть предприятий осуществляют лишь эксплуатацию научного и инновационного потенциала, который был накоплен еще до распада СССР. Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса также невелики. Доля малых инновационных предприятий в производстве ВВП страны находится на уровне 0,8–1,0 %. Всего в РФ в 2014 году насчитывалось 8485 организаций, осуществлявших технологические инновации. [8]

В этой связи, чтобы увеличить число инновационных предприятий малого бизнеса, необходимо развивать в России новую модель хозяйствования, приняв за основу гибкую производственную специализацию и индустриально-инновационную направленность. Чтобы достичь желаемого эффекта, требуется изменить механизм хозяйственной специализации – развитие малого инновационного бизнеса будет затруднительным, если экономика сохранит ориентиры только на крупномасштабное, стандартизированное производство, развивающееся, преимущественно, в сырьевых отраслях.

Темпы развития и масштабы роста малого инновационного бизнеса находятся в неразрывной взаимосвязи с вопросами регулирования его деятельности со стороны государства. Попытки отказа от вмешательства в эти процессом, по опыту западных стран, оказываются губительными. В большинстве развитых и множестве развивающихся стран государство демонстрирует весьма активное вмешательство в деятельность малого инновационного бизнеса. [6] Поэтому вопрос не в том, осуществлять или нет поддержку инновационного развития предприятий малого бизнеса, регулировать или не регулировать их деятельность. Вопрос в том, как именно поддерживать и как более результативно регулировать.

При этом, необходим дифференцируемый подход в области льгот и дополнительных стимулов субъектам малого инновационного бизнеса в зависимости от таких измеримых показателей, как сроки, размеры и отраслевая принадлежность, ориентация деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынки одновременно, а также достигнутые малыми инновационными предприятиями результаты. [12]

Оправданным является и разделение льгот в зависимости от фазы инновационного цикла. Так, этап формирования производственной политики и планирования научно-исследовательской деятельности характеризуется широким применением санкционирующих методов государственной поддержки путем принятия соответствующей нормативно-правовой базы и формирования инфраструктуры. Для того, чтобы должным образом осуществлять стимулирование НИОКР, необходимо совершенствовать механизм лицензирования и патентования новых открытий и изобретений, внедрять специальные программы прямого финансирования малых инновационных предприятий, предоставлять на конкурсной основе гранты, осуществлять поддержку льготного инвестирования и кредитования.[14] Освоение наукоемкого производства в существенной мере находится в прямой зависимости от налоговой политики государства, а активное внедрение инновационной продукции на рынок – от уровня развития системы госзаказа и условий кооперации малых и крупных предприятии. [10]

Ещё одним направлением обеспечения непрерывности инновационного процесса является активизация взаимодействия российского бизнеса с субъектами международной инновационной инфраструктуры. Россия, общеизвестно, пока далека от лидирующих позиций в плане инновационного развития, хотя потенциал нашей страны, бесспорно, существенно превышает результат. В таких условиях вовлечение нашей страны в мировые инновационные процессы представляет собой, по мнению большинства исследователей, абсолютную необходимость. [13]

Выход малых инновационных предприятий на мировой рынок способствует также формированию единого научного пространства, позволяющего не только осуществить объединение используемых трудовых, материальных и интеллектуальных ресурсов, но и в целях повышения эффективности инновационной деятельности обеспечить синергию между исследовательскими программами, реализуемыми на национальном и международном уровнях.

Научное сотрудничество в мировом масштабе позволяет осуществлять коллективное использование инновационной инфраструктуры, совместное выполнение научно-исследовательских проектов, перманентное повышение квалификации специалистов, разработку единых принципов управления знаниями и технологиями, а также единых подходов к проблемам формирования инновационной среды на различных уровнях. [10]

Особое значение в этом процессе имеет государство, которое координирует процессы повышения общественного статуса высокотехнологичной деятельности, а также занимается правовым, кадровым, финансовым и институциональным обеспечением инновационных процессов.[7] Государство использует административные рычаги для поддержки экспорта инновационной продукции и поддержки малых предприятий, вступающих в различные предпринимательские сети, в том числе международные, со структурами подобного и/или более крупного размера.[4]

В мировой практике эти направления эффективно реализуются в рамках программ поддержки малого инновационного бизнеса, разработанных на национальном уровне. Примерами могут служить федеральная программа «Инновационные исследования малого бизнеса» (Small Business Innovation Research), действующая в США, европейская программа «Eureka», российская программа «СТАРТ». Основные их особенности проявляются в обеспечении малых инновационных предприятий начальным капиталом, помощи в организации научных исследований (фундаментальных и прикладных), разработке новой продукции и технологии и доведении результатов до коммерческого успеха.[13]

Таким образом, состояние и уровень развития малого инновационного бизнеса определяются масштабностью и непрерывностью инновационного процесса, который является неотъемлемым звеном высокотехнологичной экономики.

Малый бизнес по своей природе должен являться инновационным. В экономике, основой которой стали знания, происходит усиление этого качества, малые предприятия становятся ключевым фактором трансформационных изменений.[1] Именно они могут способствовать ускорению темпов проведения научных разработок, более оперативной коммерциализации результатов исследований, а также влияют на адаптацию к изменению условий во всех сферах деятельности, что, в свою очередь, приводит к ускорению темпов инновационного развития страны.

Другими словами, малый бизнес выступает не только в качестве необходимого условия функционирования экономики с инновационной доминантой в развитии. Он служит основой формирования новых рынков, внося значительный вклад в изменение структуры различных секторов и отраслей национального хозяйства. Доказывает это тот факт, что основными поставщиками новой продукции в странах Евросоюза в таких секторах как био-, нано-и информационные технологии являются именно малые предприятия.

Читайте также

Список литературы

  1. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.
  2. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.
  3. Алексеев А.Н. Государственная поддержка агропромышленного комплекса северных регионов// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. Т. 3. С. 29-32.
  4. Алексеев А.Н. Система организации внешнеторговой деятельности в современных условиях хозяйствования// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 1.
  5. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
  6. Алексеев А.Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт/В сборнике: Управление в социальных и экономических системах Материалы международной научно-практической конференции. под редакцией Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева. 2015. С. 8-15.
  7. Алексеев А.Н., Алексашина Т.В. Инновационная деятельность: организация системы контроля// Вестник АКСОР. 2015. № 3. С. 117-120.
  8. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  9. Гневко В.А. Проблемы управления инновационной деятельностью в сфере малого предпринимательства. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2012. — 308 с.
  10. Дудин М.Н. Влияние инноваций на развитие малого бизнеса в контексте общего развития российского общества // Креативная экономика. 2011. № 8. С. 10-16.
  11. Иванов Я.Е. Роль инноваций в функционировании малого бизнеса//Молодой ученый. 2013. № 12. С. 304-306.
  12. Комиссаров А.Г. Инновационное развитие: роль малого бизнеса и государства // Российское предпринимательство. 2011. № 2 Вып. 2. С. 43-48.
  13. Михайлов А.Г. Инновационное развитие малого предпринимательства на региональном уровне: на материалах Московского региона / Дисс.на соиск.… канд. эк. наук. – Москва, 2012. – 170 с.
  14. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов// Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60). С. 51-60.
  15. Поздняков К.К. Предложения по созданию или улучшению действующих региональных структур поддержки малого и среднего бизнеса// Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 11 (51). С. 62-66.

Цитировать

Мерзлякова, В.С. Управление инновационным развитием предприятий малого бизнеса / В.С. Мерзлякова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 113-117. — URL: https://novainfo.ru/article/5478 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться