Религия и молодежь: поиск эффективных форм коммуникации

NovaInfo 44, с.354-357, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается проблемы приобщения молодежи к религиоз-ным ценностям. Обращается внимание на эффективность визуальных средств коммуникации.

Ключевые слова

КОММУНИКАЦИЯ, МОЛОДЕЖЬ, РЕЛИГИЯ, ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Текст научной работы

Религия как социальный феномен представляет собой фактор, воздействующий на людей (в том числе и молодежь) подобно любому другому общественному институту. Религия существует в обществе не как чужеродное тело; связь между религией и обществом не следует рассматривать как взаимодействие двух самостоятельных величин: религия – часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, она вплетена в ткань социальных отношений. Это не означает, что общественные отношения выстраиваются через призму веры, однако было бы ошибкой и умалять значение религиозных институтов, их влияние на современные общественные процессы.

В информационном обществе поведение индивида определяется содержанием потока социальной информации. Учитывая это, нетрадиционные религии делают попытки вербовать адептов, используя новые формы социальной интеграции. Таким образом, религиозный фактор определяет вовлечение молодежи как социального субъекта в деятельность позитивного (например, миссионерская), или, напротив, негативного характера (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Становление информационного общества ознаменовало эпоху нестабильности, породившей «формальную религиозность». Молодежь является субъектом, который более других подвержен погружению в формальную религиозность, что порождает нарастание нетерпимости в межконфессиональных отношениях.

Церковь как социальный институт представляет исторически сложившуюся систему власти и управления поведением и деятельностью людей, внутри которой с необходимостью складывается определенное разделение труда. Однако в современном обществе церковь не может оставаться просто средством сохранения религиозного опыта, в новых условиях она должна взять на себя роль социализатора индивида, к этому ее обязывает статус социального института.

Религиозные организации – церковные институты, которые представляют собой систему учреждений и формы деятельности, призванные регламентировать и регулировать поведение верующих данной конфессии, а также удовлетворять их религиозные потребности.

Важное место в деятельности религиозных институтов занимают нерелигиозные функции экономического, политического, воспитательного характера, которые реализуются как в обществе в целом, так и на уровне конкретных социальных групп, в том числе и молодежи. Всемирная организация молодых женщин-христианок изначально создавалась для укрепления позиций протестантства среди девушек и молодых женщин, сегодня взаимодействует с ЮНЕСКО, Детским фондом ООН в качестве консультанта. Всемирная Федерация студентов-христиан ставит целью своей деятельности привлечение молодежи к ответственному участию в жизни изменяющегося мира.

Поиск новых форм интеграции церкви с молодежью предполагает поиск новых форм миссионерского служения Церкви. И здесь, прежде всего, следует сказать о том, что миссия – это устремленность проповедника навстречу человеку, потенциально способному его воспринять. Мало просто изложить информацию, необходимо найти способы коммуникации с теми, кто является потенциальными потребителями данной информации. Прежде надо идти к народам, а затем уже учить их.

В этих условиях возникает проблема поиска адекватных способов коммуникации. Телевидение сегодня одно из самых популярных и влиятельных СМИ, поэтому было бы неправильно игнорировать его, пренебрегать им в деле церковной проповеди. Более прогрессивным источником информации является Интернет, однако следует согласиться с Митрополитом Кириллом в том, что присутствие Церкви и церковной проповеди и именно в светских СМИ делает проповедь адресной, обращенной к тем, кто ее не слышал в храме. Не меньшее значение имеет и развитие церковных СМИ, в частности церковной прессы. В этой сфере предложение ни в коей мере не удовлетворяет спрос. Так ведущее печатное издание церкви – «Журнал Московской Патриархии» имеет тираж меньше, чем число приходов. В данной ситуации речь не может идти даже об обеспечении изданиями прихожан, не говоря о том, что для потенциальных читателей доступ к данному носителю информации закрыт, а это значит, что не используется весьма эффективный способ организации миссионерской деятельности. Следует отметить, что в советский период тираж был значительно больше, чем сейчас, и составлял 25 тыс. экземпляров. Однако нужно отметить, что роль печатных изданий в коммуникативных процессах ныне имеет тенденцию к снижению. На первое место выходят интерфейсы, использующие визуальные способы передачи информации. Речь идет прежде всего о тех, которые используют визуальные образы [1; 2; 3]. В этом вопросе религия должна ориентироваться на образцы коммуникативных процессов современной науки и образования, которые активно используют образные средства трансляции и популяризации научного знания [4; 5].

Церковь не может не учитывать «новый» тип прихожан. Ритм жизни современного человека, даже при всем желании в силу объективных причин не позволяет ему уделить время для общения со священником. Именно по этой причине Митрополит Кирилл говорит о необходимости создания миссионерских пунктов для привлечения молодежи в вузах.

Вообще способы коммуникации должны быть адекватны тем субъектам, которым они адресованы. Особенно актуальным положение становится, когда речь идет о молодежи. Прежде всего, надо учитывать специфику языка молодежной аудитории. Конечно, это не означает, что адаптация молодежной аудитории должна сопровождаться использованием жаргона. Однако для того, чтобы диалог сложился и информация заинтересовала молодежь, язык должен быть простым и ясным, но не примитивным. Кроме того, обращение к молодым людям должно быть проникнуто пониманием их проблем. Форма общения должна отвечать потребностям данной социальной группы, группы весьма многочисленной и социально активной. Именно эти характеристики ориентируют церкви и религиозные организации на выбор в пользу активных форм коммуникации. Это могут быть футбол и мастерские художественных ремесел, ролики, лыжи и православные молодежные клубы, спортивно-паломнические лагеря и реставрационные бригады. Именно эти формы могут стать ответом проблемам современного общества, общества эпохи глобализации. Только деятельный призыв к живому общению, активному и здоровому образу жизни может стать достойным ответом «виртуальному» миру подростков, миру жестокости и нетерпимости, миру, где есть место наркотикам и насилию. Обращение современных церквей и религиозных организаций к молодежи должно сопровождаться признанием их социальной значимости и востребованности.

Еще одним аспектом повышения эффективности коммуникативных процессов в системе общения «проповедник-молодой человек» является использование личностных образцов. Известно, что наиболее эффективным способом социализации является подражание, в качестве объекта которого выступает образцовая личность [6]. Поэтому тот, кто несет в среду молодежи религиозные знания, должен быть привлекательным для молодых людей, отвечать их пониманию образцового человека.

Вывод: церковь – это полноправный субъект социальных процессов, который претендует на религиозное отражение действительности, выступающее как автономный компонент общественных отношений. Для обращения новых адептов современные церкви вынуждены искать новые формы коммуникации. В конечном счете, эффективность поиска и его результат определят структуру конфессиональных предпочтений современной молодежи.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Образ как элемент педагогического пространства // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 531-533. 4
  2. Семенова Э.Р. Роль визуализации научного знания в его трансляции в сферы практики и образования // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 319-321.
  3. Семенова Э.Р., Хамзина Д.З. Образные представления в научной коммуникации // Молодой ученый. 2013. № 7. С. 504-507.
  4. Семенова Э.Р. Нужна ли наглядность науке? // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1477-1480.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 166-168.
  6. Рахматуллин Р.Ю. // Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.

Цитировать

Гимаева, А.А. Религия и молодежь: поиск эффективных форм коммуникации / А.А. Гимаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 354-357. — URL: https://novainfo.ru/article/5549 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться