Управление прибылью коммерческого банка

№44-4,

экономические науки

Коммерческие банки становиться необъемлемой частью жизни современного общества. А для их успешной работы и развития, они должны получать прибыль, не подводя при этом банк к ситуации связанной с риском его дальнейшей работы. В связи с этим управление прибылью – одна из самых важных частей менеджмента банка, отвечающая за максимизацию прибыли и её грамотное распределение, в соответствии со сложившейся ситуацией в банке.

Похожие материалы

Коммерческие банки являются, одним из основных, звеном банковской системы. Отношения коммерческих банков с клиентами носят коммерческий характер, независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики, и основной целью их деятельности выступает получение прибыли.

Учитывая факт того, что прибыль является главной целью в работе коммерческого банка, можно сделать вывод, что всякая деятельность в сфере банковской деятельности направлена непосредственно на увеличение прибыли. Поиск возможностей получения дополнительного дохода, не подводя банк к ситуации связанной с риском его дальнейшей работы, становиться первостепенной задачей банка. Получение желаемых доходов, зачастую, банк достигает за счет максимально эффективного использования своих ресурсов.

Полученная прибыль становиться некой платформой для того, чтобы увеличить и обновить основные фонды банка, обеспечить соответствующий уровень дивидендов, повысить качество предоставляемых услуг, а также немаловажным фактором является прирост собственного капитала, который выступает гарантом стабильности финансового положения и ликвидности баланса.

Банковская прибыль является внутренним источников для последующего развития банка. В связи с этим управление прибылью – одна из самых важных частей менеджмента банка, отвечающая за максимизацию прибыли и её грамотное распределение, в соответствии со сложившейся ситуацией в жизни банка.

В управлении прибылью банка задействованы различные его подразделения: управления, отделы, руководящие органы, департаменты.

К их числу относятся:

  • функциональные подразделения т.е. управления и отделы, непосредственно участвующие в проведении активных и пассивных операций банка, например управления ссудных операций, ценных бумаг, депозитных операций, операционное управления и т.д.;
  • к числу подразделений кредитной организации, принимающих участие в управлении прибылью, относится казначейство или другое сводное управление;
  • еще одним подразделением банка участвующим в управлении прибылью, является бухгалтерия, которая обеспечивает аналитические службы казначейства и функциональных подразделений требуемой информацией;
  • последним подразделением следует назвать службу внутреннего контроля, в функции которой входит контроль за правильностью формирования и использования прибыли.

Так же, можно выделить следующие основные элементы управления прибылью банка:

  • установление подразделений банка, которые участвуют в ходе управления прибылью;
  • планирование доходов, расходов и прибыли банка применение вариантов оценки уровня прибыльности деятельности банка;
  • определение методов текущего регулирования прибыли.

Управление прибылью банка происходит на различных уровнях: на уровне кредитной организации в целом, что является высшим уровнем, и на уровне обособленных направлений деятельности банка, конкретных продуктов и предложений банка, отдельных рабочих мест, взаимоотношений с клиентом, это микроуровень.

Рассмотрим динамику чистой прибыли на примере АО «Россельхозбанк». Данные представим в таблице 1.

Таблица 1 Анализ чистой прибыли АО «Россельхозбанк»

Показатель, тыс. рублей

Значение, тыс. руб.

Темп роста, %

Чистая прибыль

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2014 г./

2013 г.

2015 г./

2014 г.

2015 г./

2013 г.

3 953 933

- 7 573 960

- 69 207 170

- 191,56

913,75

-1750,33

По данным таблицы 1 можно увидеть, что к 2015 году Россельхозбанк получил убыток. Данная тенденция сохраняется уже на протяжении последних 2 лет, что является негативным моментом в развитии банка, и говорит о том, что банк не эффективно управляет прибылью, но так же можно взять во внимание как причину, экономическую ситуацию в стране.

Учитывая значимость показателя прибыль, для всех коммерческих банков должен быть отлажен механизм управления прибылью, который предполагает структурный анализ доходов, расходов, финансовых результатов деятельности банка, факторный анализ структуры прибыльности банка, управление рентабельностью отдельных направлений деятельности банка и его банковских продуктов.

Для своей успешной работы и улучшения качества предоставляемых услуг, коммерческим банкам просто необходимо получать прибыль. В то время как следующим шагом, является непосредственное управление полученной прибылью, её грамотное распределение и использование. Именно поэтому управление прибылью является важной составной частью банковского руководства, требующего особого внимания.

Список литературы

  1. Сайт АО «Россельхозбанк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rshb.ru.
  2. Лаврушина О.И Деньги. Кредит. Банки: учебник под ред. О.И Лаврушиной - М.: ДИС НГАЭиУ, 2011-220 с.
  3. Тарханова Е. А. Прибыль коммерческого банка как основной элемент устойчивого функционирования / Е. А. Тарханова, А. В. Левонян // Молодой ученый №15, 2014. - С.210-213.
  4. Банковская система России [Текст]: учебник / В 3-х кн. : М.:ДеКА, 2013.Кн.1. С. 51-54.
  5. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.banki.ru/