Как часто нам приходится оказываться в коллективе? Практически всегда. Но существует довольно большая разница, в какой именно группе людей мы находимся. В своей исследовательской работе я бы хотела рассмотреть рабочий коллектив, которой, на мой взгляд, наиболее интересен для изучения. В нем мы не выбираем партнеров по деловому общению, они даны нам волей начальства или просто случая. Значит, отстраниться от этой группы в силу своей, быть может, личной неприязни к тому или иному сотруднику мы не можем, так как преследуем одну и ту же, единую с ним цель и таким образом становимся друг от друга зависимыми.
Действительно, каждый человек, взаимодействуя с себе подобными, преследует свои интересы, не всегда совпадающие с интересами других людей, и может встретить сопротивление. Поэтому практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, спорами, враждебностью. Старая латинская пословица гласит: «Человек человеку волк» [1; 2; 3; 4]. В данной статье будет рассмотрен один из самых распространенных типов межличностного конфликта – конфликт в организации.
И начать свое исследование я бы хотела с самого простого случая, когда сотрудники между собой дружны. Это коллектив, в котором царят взаимопонимание, уважение, взаимовыручка. Как правило, людей, принадлежащей такой группе, связывает не только работа, но и совместный отдых, времяпрепровождение.
Но таких идеальных коллективов крайне мало. Во-первых, все люди разные и интересы, мировоззрение, представление о взаимоотношениях тоже разное. Поэтому, что для одного считается вполне приемлемым, для другого просто вопиюще, вследствие чего и рождается конфликт. Во-вторых, нередко случается так, что в коллективе нам кто-то просто не нравится или, наоборот, кому-то абсолютно не нравимся мы. Казалось бы, ничего плохого этому человеку мы не сделали, но всё равно появляется неприязнь к нам. И снова зарождается конфликт. Причин может быть масса, и как в таких случаях себя вести?
Рассмотрим четыре типа поведения в конфликтных ситуациях.
Первый тип поведения, это приспособление. Как правило, к нему прибегают люди неуверенные в себе, быть может, в чем-то закомплексованные. Им проще согласиться с раздражителем, сделать так, как он хочет, лишь бы избежать скандала и обид, ведь портить ни с кем отношения он не хочет. В этом случае удовлетворенной остается лишь одна сторона – сторона противника.
Второй тип поведения – избегание, когда «жертве» легче просто отстраниться от предстоящего конфликта, как-то избежать его, оставить на потом, просто уйти, не учитывая ни собственных интересов, ни интересов партнера. В результате, ни одна из сторон не извлекает для себя никакой выгоды.
Третий тип поведения – компромисс или сотрудничество. Наиболее позитивная стратегия поведения, при которой обеими сторонами учитываются интересы друг друга.
Четвертый вид – соревнование, когда человек стремится защитить свои интересы, нередко даже в ущерб другому. В плюсе остается лишь одна сторона.
Конечно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта [5; 6].
Безусловно, неприязнь сотрудников друг к другу это далеко не повод оскорблять и каким-то образом «задевать» друг друга колкостями и подтруниванием. Для достижения общей цели необходимо четко разделять работу и личную жизнь. Во время рабочего процесса стоит оказывать уважение друг другу и содействие для достижения общего блага, а в свободное время тесно общаться с деловыми партнерами мы не обязаны. Нам не обязательно любить всех, главное, относиться толерантно и уважительно к людям. Ведь, учеными давно доказано, что при хорошем настрое, эмоциональном состоянии и благоприятном морально-психологическом климате коллектива КПД человека увеличивается, а значит, можно работать более эффективно и добиваться больших результатов [7].