Психологическая готовность сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей

NovaInfo 55, с.390-393, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена проблема психологической готовности сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ, СОТРУДНИКИ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Текст научной работы

В современном мире очень нестабильная обстановка. Многие осужденные за терроризм, пытаются вести агентурную работу в местах лишения свободы и пытаются вовлекать осужденных к проведению псевдорелигиозного экстремизма. Все это требует высокой готовности сотрудников исправительных учреждений к противодействию прозелитизму и вербовке адептов неоязычества, радикального ислама, псевдорелигиозного экстремизма и его крайнего проявления в социальной жизни исправительного учреждения, осуществлять профилактику их негативного воздействия на осужденных.

Это достигается своевременным и не прерывным психологическим воздействием сотрудников, воспитателя, психолога на поведение осужденных.

Проблема морально-психологического обеспечения решается повседневно в процессе работы сотрудника с осужденными. Моральная готовность сотрудника зависит от психики личности. Остановимся на её базовом компоненте-психологической готовности. Выделим заблаговременную, временную и ситуативную психологическую готовность. Это вызывает интерес. Рассмотрим подробно.

Заблаговременная готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, умения, мотивы деятельности. Это достигается ежедневными тренировками и теоретическими занятиями.

Временное состояние готовности подразумевает собой актуализацию, приспособления всех знаний и сил для успешного действия в данный момент.

Ситуативная готовность предполагает состояние личности, её внутреннюю настроенность на определенное поведение, мобилизацию всех сил на адекватные и целесообразные действия.

У сотрудников надо прививать моральную готовность и вырабатывать нормы поведения в зависимости от ситуации. Нам так же надо не забывать и о том, что у сотрудника УИС могут возникать аморальные формы поведения. Вот здесь и требуется тщательное работа психолога и социального работника учреждения по выявлению и профилактике аморальных форм поведения с применением грамотно подобранных методик и проведением психологических тренингов по сплочению коллектива. Вся эта работа должна проводиться комплексно совместно с начальником УИС, психологом и замом по воспитательной работе.

Система морально-психологического обеспечения включает в себя:

  1. Формирование понимания у сотрудников необходимости и общественной значимости исправительной работы, обеспечение безопасности и перевоспитания осужденных в исправительном учреждении.
  2. Воспитание у сотрудников гордости за принадлежность к УФСИН, уважение друг к другу и начальнику исправительного учреждения.
  3. Формирование у сотрудников УИС системы нравственно-психологических ценностей, психологической готовности к выполнению поставленных задач.
  4. Выработка устойчивости к противостоянию информационно-психологического воздействия со стороны осужденных.

При формировании моральной готовности подчиненных командиры должны проводить воспитательную работу, сочетать и учитывать справедливое моральное поощрение, порицание и наказание, влияние осужденных на сотрудников исправительного учреждения, социально-психологический климат в коллективе, наличие перспективы и личных целей сотрудников, уважать и ценить их личное достоинство.

Можно выделить основные направления морально-психологического обеспечения:

  1. Формировать у сотрудников исправительных учреждений мировоззрения, морально-нравственные убеждения, принципы, нормы и правила поведения личного состава при выполнении поставленных задач.
  2. С помощью военно-социальной работы закреплять в сознании сотрудников ИК мировоззренческие, профессиональные установки на выполнение задач. Командирам необходимо повышать свой образовательный и культурный уровень, посредством обучения на краткосрочных курсах повышения квалификации.
  3. Необходимо проводить с личным составом сотрудников исправительного учреждения культурно-досуговую работу. Знакомить подчиненных с новинками музыки, искусства, театральной жизни, организовать читальные залы.

Но самым главным должна стать психологическая работа с сотрудниками, как с отдельной личностью, так и со всем коллективом исправительного учреждения. Психологическое обеспечение должно быть полным и комплексным, включать в себя психологическую работу, психологическую подготовку и психологическое сопровождение сотрудников исправительного учреждения на всем периоде прохождения воинской службы и решении поставленных перед ними задач.

Необходимо изучать и анализировать социально-психологические характеристики личности сотрудников, давать начальнику исправительного учреждения рекомендации по работе с отдельными сотрудниками подразделением в целом, прогнозировать социально-психологические процессы в исправительном учреждении и пути разрешения возникающих напряженностей.

Постоянно осуществлять психологическую подготовку личного состава для готовности психики сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач. Необходимо проводить практические занятия, тренинги, тренировки по подготовке психики сотрудников к действиям в случае бунта или неповиновения осужденных в реальной обстановке, формирование психической готовности к выполнению прямых обязанностей по усмирению осужденных, преодоление чувства страха перед смертью, психическую адаптацию к управлению конфликтной ситуацией.

Вместе с этим надо осуществлять психологическое сопровождение сотрудников [1, 2, 3, 4, 5, 6] на всех этапах выполнения стоящих перед ними задач.

Все эти моральные и психологические меры воздействия позволяют сотрудникам исправительного учреждения находиться в высокой профессиональной готовности и сохранять морально-психологический дух.

Читайте также

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие как социально – психологический феномен в изменяющемся российском обществе. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 1999.
  2. Симонович Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Москва, 2003.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблема одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 188-189.
  5. Симонович Н. Е. Новые подходы к обучению студентов. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 222-223.
  6. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию. // Сборник материалов XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского «Обучение и развитие: современная теория и практика». М, РГГУ, 2015. С. 312.

Цитировать

Симонович, Н.Е. Психологическая готовность сотрудников исправительных учреждений к выполнению служебных обязанностей / Н.Е. Симонович. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 390-393. — URL: https://novainfo.ru/article/9036 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться